Игры – минутки

Наталья Царева
Из опыта работы «Использование в работе с дошкольниками игр-шуток, игр-минуток»

В своей практике я часто использую различные игры-шутки, игры-минутки, которые помогают привлечь внимание детей, организовать их, обогащают их воображение.

Игры-минутки целесообразно проводить на веранде, площадке, в групповой комнате, в общем в каждом свободном уголке помещения детского сада.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

1,- «Где мои дети? - спрашивает воспитатель. - Нет, это не дети, это цветочки (грибочки, кустики, ягодки) растут. (Дети приседают на корточки.) Какие они красивые, как" быстро растут. (Дети приподнимаются, вытягивают руки вверх.) Вот они выросли высокими, ветерок их качает. (Дети покачивают руками.) Теперь сильный ветер налетел, но скоро все успокоилось. (Дети опускают руки.) ».

Если игра проводится в старших группах, то у детей можно спросить : «Какой ты цветок (грибок, ягодка?»

2. Воспитатель закрывает глаза и говорит :

«Почему так тихо стало? Где же мои дети? Они,

наверное, ушли или спрятались?»

Затем открывает глаза и продолжает : «Не мышки ли это ко

мне прибежали и так тихо себя ведут? А теперь,

мышки, тихо-тихо пойдем мыть лапки и будем

обедать».

3. Игры с пальцами.

а) Воспитатель просит детей показать пальцы на одной руке и говорит о том, что один палец (указательный) умеет звонить. Педагог показывает свой указательный палец, произносит слова, а дети повторяют :

Динь, динь, динь, все мы как один, Все ребята тут,

Все (обеда, прогулки, игры) ждут.

На каждое слово указательный палец сгибается - звонит. Игра проводится два-три

б) Воспитатель поднимает руку с раскрытыми. пальцами и, поочередно загибая их, начиная с большого, говорит :

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - бух в кровать, Этот пальчик уж уснул,

Этот - рядом прикорнул, Этот пальчик спит давно.

В результате рука сжата в кулак : «Все пальцы спят» .

Через 5-6 секунд раскрывая кулак, воспитатель говорит : «Пальчики проснулись» .

Дети вначале слушают и наблюдают, потом играют вместе с педагогом. В заключение все кружатся как бы в танце : поднимают обе руки вверх, сгибая и разгибая пальцы, вращают кистями рук, разводят руки в стороны и т. п.

в) Воспитатель берет рукой большой палец другой руки и приговаривает : «Пальчик-мальчик, где ты был?» Затем берет указательный - «С этим братцем в лес ходил» ; средний - «С этим братцем щи варил» ; безымянный - «С этим братцем кашу ел» ; мизинец - «С этим братцем песни пел» .

После этого педагог играет с пальцами одного ребенка, другого. В дальнейшем дети играют самостоятельно.

4. «Ладушки - ладошки » .

Воспитатель играет, произнося слова и действуя. Дети повторяют движение, не зная слов, а затем запоминают и слова.

Ладушки - ладошки .

Звонкие хлопошки.

Где вы бывали, Много ли работали ?

(Хлопают в ладоши.)

(Опускают руки.)

Кубики сложили. (Имитируют действия.)

Домик смастерили. (Поднимают руки все

выше и выше.)

Тук-тук, тук-тук,

Тук, тук, тук. (2 раза.) "

(Стучат кулачком по кулачку.)

Вот какой дом построили. (Поднимают

руки вверх.)

Рылись мы в песочке,

Клали пирожки. (Имитируют действия.)

Ля, ля, ля, ля,

Ля, ля, ля. (2 раза.)

Вот какой! (Раскрывают ладошки .) Давайте съедим пирожок!

Ам и съели!

Если игра проводится в старшей группе, детей можно спросить : «А с чем у тебя пирожок?» (С вареньем, мясом, капустой и т. д.)

5. «Зайка» . Сложить и завязать у носового платка два соседних уголка в узелок - это головка, концы уголков - ушки, остальная часть- туловище.

Воспитатель обыгрывает получившегося зайку : «Смотрите, к нам прискакал зайка. Он танцует, поет песенку. Но, кажется, он устал, пора ему спать ложиться». Педагог кладет зайку на ладонь и незаметно Для детей подталкивает

его - он взлетает вверх, вызывая смех и радость.

В этой игре очень важен тон воспитателя, которым он обыгрывает «рождение» и действия зайки.

Игры для детей старшего дошкольного возраста

1.«Узнай, кого загадали» . Воспитатель подзывает к себе одного ребенка, а остальные поворачиваются к нему спиной. Вызванный ребенок описывает внешний вид кого-нибудь из детей. Затем все молча рассматривают друг дру-га и угадывают, про кого здесь было сказано. Тот, кто догадался, подымает руку и вслух говорит отгадку. Чтобы было интересней, отгадку можно сказать воспитателю на ухо.

2. Дети очень любят все загадочное. Достаточно таинственным голосом сказать : «А у меня есть что-то интересное» , - как все сразу замирают и ждут чего-то необыкновенного. Воспитатель осторожно вынимает из кармана неболь-шую игрушку, шарик, платочек, ленточку и т. д. и обыгрывает этот предмет : из ленточки можно сделать бантик на голове у мальчика, что вызовет веселье; платочек, если его завязать узелками, может превратиться в смешного человечка и т. д.

3. В подготовительной группе большой интерес вызывают словесные игры, например придумать прилагательные к различным словам (существительные подбирает воспитатель) : .

зима - холодная, снежная, морозная;

день - пасмурный, солнечный, ветреный, холодный, теплый, дождливый;

солдат - смелый, храбрый, отважный, меткий, сильный;

мальчик - честный, вежливый, умный, добрый, злой, неряшливый, аккуратный.

4. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово; ребенок бросает мяч воспитателю и

называет слово, противоположное по значению,

например : темный - светлый, добрый - злой;

умный - глупый; смелый - трусливый; мягкий- жесткий; белый - черный; узкий - широкий; длинный - короткий и т. д.

Вариант игры : воспитатель бросает мяч и называет профессию, а ребенок должен бросить мяч и ответить, что делает человек этой профессии; например : доктор - лечит, повар - готовит еду, шофер - водит машину, портниха - шьет, капитан;- водит корабли, дворник - убирает улицу, машинист - водит поезд, учитель - учит и т. д.

«Угадай, кто я» . Первый должен узнать товарища по голосу.

К концу года, когда дети уже хорошо знают голоса друг друга, можно ради шутки просто подражать голосам животных, птиц : ку-ка-ре-ку, мяу-мяу, ав-ав и т. д.

6. «Летает - не летает» . Воспитатель называет слова, обозначающие предмет, животное, насекомое, птицу, и каждый раз поднимает вверх

руки, а дети поднимают руки только в том случае, если названный объект летает.

Интересно называть рифмующиеся слова, в связи с этим часто возникают комические ситуации, например «бабочка» - дети поднимают руки, «бабушка» - дети по инерции тоже поднимают руки; птичка - лисичка, самолет - кот, орел - козел и т. д.

7. Воспитатель закрывает глаза и предлагает кому-либо из детей подойти поближе, в шутливой форме приговаривая : «Сейчас я узнаю, кто ко мне подошел, не ошибусь, точно назову» . Ощупывает ребенка и умышленно называет другого, можно вместо девочки мальчика. Все время идет шутливый, ласковый разговор : «Вот воротничок, бантик - это Олечка» , а это, оказывается, Ниночка и т. д.

8. «Веселый счет» (для детей подготовительной к школе группы) . Вначале воспитатель договаривается с детьми, как они будут считать : 1) на один больше от любого числа; 2) на один меньше от любого числа; 3) от любого числа до 10; 4) от любого числа до одного и т, д.

В играх-минутках при выборе ребенка можно использовать «волшебную стрелочку» . Дети сидят или стоят перед воспитателем, а он поднимает вперед вытянутую руку (стрелочку) и закрывает глаза. На счет «один, два, три» двигает рукой вправо и влево. На счет «три» останавливает руку на ребенке, которого хочет выбрать, открывает глаза и говорит; «Стрелочка выбрала Лену (Сашу) ».

Этот организационный момент дает возможность педагогу вовлечь в игру застенчивых, малоактивных детей, а при некоторых обстоятельствах, наоборот, активных, смелых, которые покажут пример другим.

9. «Береги руки» . Дети стоят или сидят, руки вытягивают вперед. После слов, которые произносят все вместе : «Ты смотри, не давай - руки быстро убирай» , педагог старается дотронуться до рук, а дети прячут их, если воспитатель находится рядом, и вытягивают опять, если он отошел.

10. «Построй лесенку» . Выбранный. ребенок строит лесенку, т. е. подбирает по росту пять-

шесть детей - от низкого к высокому или наоборот.

Детей подготовительной к школе группы можно спросить : «Саша который по счету? - Пятый. - А Лена? - Четвертая» и т. д.

11. «Сделай, как было» . Вызвать четыре-пять детей, поставить их в шеренгу и предложить запомнить, кто с кем стоит рядом. Затем все ребята закрывают глаза, а воспитатель двоих меняет местами и спрашивает : «Так было?. Если нет, кто может исправить?» Вызывает кого-либо из детей.

Все игры-шутки, игры-минутки только тогда будут интересны и полезны, если воспитатель проводит их живо, эмоционально. Здесь очень важна соответствующая интонация, мимика, жесты.

Эти игры помогают не только организовать коллектив, но и установить с детьми более тесные контакты.

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

Сначала слово «летит» заменяется движением, напоминающим взмах крыльев. Во 2-м исполнении слово «небо» заменяется движением большого пальца вверх. Затем при слове «шар» обеими руками перед собой очерчивается большой круг. В следующем исполнении слово «знаем» заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове «мы» — обе руки прижать к груди, при слове «никак» — отрицательно покачать головой. Самым интересным является последнее исполнение песенки, где главной задачей участников является не сбиться и правильно показать движением нужное слово.

Хором здесь повторяются лишь «по», «но», «до». Можно предложить ускорить темп игры.

У оленя дом большой. — показываем руками над головой крышу дома.

— Он глядит в свое окно. — показываем руками перед собой квадратное окно.

— Заяц по лесу бежит. — изображаем бег на месте.

— В дверь к нему стучит. — изображаем стук кулаком в дверь.

— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.

— Дверь открой! — открываем дверь.

— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.

— Охотник злой! — изображаем руками ружье.

— Быстро двери открывай, — показываем рукой приглашение в дом.

— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.

(хлопаем правой рукой по правой ноге)

У дяди Тотса было три сына, было три сына у дяди Тотса

Они ни ели они не пили, а только делали вот так:

(хлопаем левой рукой по левой ноге, правой рукой хлопать не перестаём)

У дяди Тотса было три сына, было три сына у дяди Тотса

Они ни ели они не пили, а только делали вот так:

(поднимаем и опускаем правое плечо вверх вниз бесконечно)

У дяди…(поднимаем левое плечо)

У дяди…(топаем правой ногой)

У дяди…(топаем левой ногой)

У дяди…(качаем головой)

«А теперь быстрее»: у дяди Тотса было три сына, было три сына у дяди Тотса

Они ни ели они не пили, а только делали вот так!

Скульпторы.

У меня в руках кусок глины. Что я леплю? Кто угадал - лови. Теперь другой показавает и т.д.

Ипподром

Все сидят в кругу. Вожатый сидит так, чтобы его было всем хорошо видно, его стул как бы отделен от остальных. Можно посадить ребят полукругом.

Вожатый говорит: «Есть ли у нас ладони?(Ребята показывают) А колени? (Кто-то неизбежно хлопнет ладошкой по коленке) Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома.

Все вместе, — медленное поочередное похлопывание по коленям. — Кони вышли на старт — одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю Старт! Побежали! — быстрое похлопывание. — Бежим! Бежим! По мостовой! — удары кулаками в грудь поочередно (Кинг-Конг)

По песочку, — быстро тереть ладонями друг о друга.

По болоту — быстро захватить пятернями колени с громким чмоканьем. Барьер! — руки зависли чуть дальше на уровне груди.

И так далее. Можно придумать свои варианты «пересечения местности». Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал: Скоро финал! — быстро хлопаем — приближаются трибуны! Трибуна девочек. Девочки, кричим. А вот трибуна мальчиков! Ребята давай! — Возгласы. — Вот финиш. Ура! Мы победили.

Апчхи!

Это скорее не игра, а забава. Забавляться можно в группе от трех человек. Все быстро делятся на три равные группы (если ребят много, то можно разделиться примерно). Мы говорим, что по взмаху руки или какому-либо голосовому сигналу одна группа кричит:

«Ящики!», другая – «Хрящики!», треть – «Спички!».

Сразу можно обговорить, что крикнуть нужно очень резко и коротко.

Красная шапочка

Зрелищная игра. Ведущий, он же режиссер, по очереди вызывает всех участников спектакля на роли. Роли: елочка, березка, пенек, белочка, полянка с цветочками, птичка, зайчик, волк, охотники и красная шапочка, все остальные в зале – ветер.

После вызова очередного участника на роль ведущий показывает и проигрывает с ним его роль от начала сказки. Текст сказки можно изменять. Вот один из вариантов:

Ветер дует, деревья качаются, дуб заскрипел, зашелестела березка с елочкой, зайчик запрыгал, птички летают и поют, белочка колет орешки, пошла красная шапочка, напевая песню: «Ля-ля-ля», за ней крадется волк, охотники по следу, шапочка цветочки нюхает, волк шапочку обнюхивает, открывает пасть «а-а-а», охотники хватают волка. Всем огромное спасибо!

«Кошечки (каляка - маляка)».

Перед началом игры вожатый дает ребятам настрой на то что игра якобы очень серьезная и смеяться ни в коем случае нельзя, если кто-то засмеется, то игра начинается заново (но самому забывать о том, что игра шуточная все-таки не стоит). Все участники садятся на корточки, кисти обеих рук сжаты в кулаки, большой палец и мизинец отставлены в сторону. Кисти рук прижимаются к полу так, чтобы большие пальцы обеих рук соприкасались друг с другом, а мизинцы соприкасались с мизинцами соседей. Вожатый начинает игру задавая вопрос соседу с любой стороны, обращаясь к нему по имени: «Вася, ты умеешь играть в кошечек (каляку-маляку)?» на что он получает ответ: «Нет, Петя, я не умею играть в кошечек (каляку-маляку)». Дальше тот же вопрос задает этот человек следующему и так далее. Когда проходит круг и с вопросом обращаются к вожатому, он в свою очередь тоже отвечает: «Нет, Маша, я не умею играть в кошечек (каляку-маляку)». И продолжает дальше: «Так зачем же мы все здесь собрались, если никто из нас не умеет играть в кошечек (каляку-маляку)».

«Ха-ха-ха».

Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг и один из участников произносит как можно серьезнее: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!». Третий: «Ха-ха-ха!» и так далее. Тот кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется – становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры. Игра заканчивается тогда, когда засмеется последний участник игры.

«Свисток».

Игра начинается с того, что нескольких человек, не знающих этой игры, ведущий просит выйти из комнаты. Оставшиеся участники встают в круг, а ведущий надевает себе на шею свисток на веревочке таким образом, чтобы сам свисток оказался у него на спине. После этого в комнату приглашают одного из вышедших (водящего), его задача – найти у кого из игроков свисток. Вначале водящий закрывает глаза, а ведущий тем временем подходит к одному из игроков, чтобы тот просвистел. Далее ведущий продолжает перемещаться по кругу (достаточно быстро), игроки при этом незаметно свистят, а водящий, уже с открытыми глазами, пытается определить у кого из игроков свисток.

«Кенгуру».

Перед началом игры, ведущий просит несколько человек, не знающих данной игры выйти в другую комнату. В это время все остальные игроки вместе с ведущим загадывают какое-нибудь животное. После этого в комнату приглашается один из игроков и ведущий говорит ему на ухо название животного, загаданного ранее участниками. Самое главное, чтобы игрок не понял, что все остальные уже знают название этого животного. Задача игрока – при помощи мимики и жестов, не прибегая к словам, объяснить всем остальным, что же это за животное. Задача остальных игроков – называть различные варианты кроме правильного. Если объясняющий уже устал, по сигналу ведущего игроки хором громко называют животное. После этого можно приглашать следующего участника и продолжать игру.

Ньеман папарушка».

Играющие становятся в круг, руки кладут друг другу на плечи (можно просто взяться за руки). Разучиваются следующие слова:

Ньеман, ньеман, ньеман, папарушка,

Ньеман, ньеман, ньеман, папасан,

О-о-о-о-о-о-о-о-о, Yes!

Произнося первую и третью строчку, участники двигаются приставными шагами вправо; произнося вторую и четвертую – влево. «О-о-о-о-о-о-о-о-о», - напевается на мотив «Катюши» с наклонами вперед-назад. «Yes!»,- выполняется с характерным движением руки и ноги. Затем игра повторяется с начала с ускорением.

«Испорченный телефон».

Все играющие становятся в одну линию. Ведущий быстро шепчет на ухо первому с краю игроку какое-нибудь слово. Тот передает услышанное второму, второй – третьему, и так до последнего игрока. Последний громко говорит, что он услышал. Затем игроки в обратном порядке называют свои слова и так до ведущего, назвавшего слово первым. Тем самым находится участник, исказивший слово. Через некоторое время выбирают нового ведущего, или ведущим становится проштрафившийся игрок.

«Арам-шим-шим».

Участники становятся в круг, желательно по принципу «мальчик-девочка». В центр круга выходит водящий и, закрыв глаза, вытягивает вперед руку. Круг начинает вращаться в какую-либо сторону, а водящий вращается в противоположную. При движении все игроки хором произносят слова: «Арам-шим-шим, арам-шим-шим, арамия-дульсия, покажи-ка на меня! И раз! И два! И три!». На счет «три» все останавливаются. Игрок противоположного пола, на которого указал водящий, выходит в центр круга (если водящий указал на игрока одного пола с собой, то выбирается ближайший игрок противоположного пола по часовой стрелке). Двое в центре становятся спиной друг к другу и закрывают глаза, а остальные участники считают до трех. На счет «три» игроки в центре поворачивают головы в любом направлении. Если повернули в одну сторону – игроки целуются, если в разные – жмут друг другу руки. После этого водящий становится в круг, а новым водящим становится игрок бывший с ним в паре.

Игры дискуссии.

« Последствия».

Игре под таким названием предшествует короткий разговор с группой об отличительной особенности человека в ряду биологических существ – способности предвосхищать события, предвидеть будущее путем логических операций, анализа события, поступка, привычки, слова, действия.

Фабула игры: субъект сообщает о совершенном действии, словах либо о каком-то пристрастии; перед ним возникают «Последствия» происшедшего; «Последствие-1» сообщает, что последует сейчас – сразу за совершенным действием; «Последствие 2» предупреждает, что ждет субъекта через неделю; «Последствие 3» – через месяц; «Последствие 4» рисует картину развития событий « зрелые годы»; «Последствие 5» сообщает об итоге, к которому придет субъект в конце жизни. Выслушав предсказания грядущего, субъект принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Содержание веера предлагаемых карточек самое разнообразное, например: «Я принес и вручил цветы хорошему человеку»; «Я грубо надсмеялся над товарищем»; «Я помыл пол в квартире, пока мама находилась на работе»; «Я начал курить»; «Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть»; «Нашел чей-то кошелек и присвоил себе деньги»; «Я много читаю»; «Начал по утрам делать зарядку»; «Потихоньку списываю все контрольные работы у соседа», «Сказал некрасивой, что она некрасивая».

После того, как субъект оглашает свое поведение, перед ним поочередно встают Последствия одно за другим, произнося: «Я твое последствие первое, и я говорю тебе…».

Игра обрывается по мере психологической необходимости, когда вы почувствуете, что игра достигла своего апогея.

Рефлексия проводится легким штрихом – что думалось во время игры?

Чтобы всем членам группы удалось активное участие, следует менять состав Последствий всякий раз, как только сменяется субъект действия.

Предостережение: ни в коем случае не допускать педагогических корректив предвидения – игра должна течь своим чередом, лишь тонкие педагогические реплики допускаются по завершении одного цикла – выбора субъекта.

Дети, как правило, медленно входят в игру, но зато глубоко схватывают смысл предложенного и предвидения Последствий от цикла к циклу становятся все более серьезными и основательными.

«Кому нужно».

Проблема игры – материальное и духовное в жизни человека.

Фабула: в полукруг собрались представители разных профессий и наук; перед ними предмет – они поочередно доказывают его возможную надобность для жизни представителей некоторых профессий; потом на месте предмета объявляется духовная ценность, и вновь круг собравшихся утверждает надобность этой духовной ценности; наблюдатели принимают решение, кому в наибольшей степени нужен предмет либо духовная ценность.

Заключительное решение содержит в себе философский вывод – если предмет нужен не всем, то духовные ценности – ценности всеобщие, всеобщее достояние.

Духовные ценности предлагаются из числа наивысших ценностей: общество, жизнь, природа, истина, красота, добро, человек и т.д.

Хорошо, когда проводится вторичная проверочная игра. Часть ребят создает новую группу, чтобы ещё раз проверить универсальность духовных ценностей.

Во время рефлексии выдвигается вопрос: «Что я извлек из нашего исследования?».

Садовник».

Игар служит педагогическим корректированием практики общения детей в группе, повышением уровня общения и научением их культуре взаимодействия.

Фабула игры: садовник планирует разместить цветы в саду; он приглашает разные цветы занять место на его клумбе; цветы могут отказать в просьбе, но могут и принять приглашение, в зависимости от того, каким образом произнесено приглашение.

Все присутствующие получают яркие цветные карточки с названием цветов. Тот кто играет роль садовника, обращается избирательно к цветкам до первого отказа. Победителем оказывается тот садовник, которому удастся разместить наибольшее количество цветов в своем саду.

На обороте полученной карточки указано, какие формы обращения особенно любит этот цветок. Если садовнику удается использовать эту форму в ходе обращения к цветку, то у того появляется основание согласиться на просьбу. Например, на карточке «Роза» написано: «Любит, чтобы с ней говорили нежно», а на карточке «Гладиолус» - «Обязательно требует чтобы его как-то называли при обращении (сударь, господин, уважаемый и т.д.)» Но садовник не знает об этических причудах цветов, поэтому вынужден максимально использовать все формы этикета. Таким образом, игра становится своеобразным тренингом по этикету.

Чтобы игра не приняла жесткие ноты должного, педагогу ведущему игру, рекомендуется занять сторону садовника и сочувствовать ему при отказе цветка. Это несколько утешает проигрывающих в игре.

Предостережение: надо позаботиться, чтобы пропорциональное соотношение цветов мужского рода названия и женского рода имени обеспечило бы возможность играть как девочкам так и мальчикам.

«По секрету всему свету».

В настоящее время в школе известны и широко практикуются разнообразные формы общения ребят с аудиторией: «Открытый микрофон», «Свободная трибуна» и др. Однако подобные мероприятия в большей степени рассчитаны на старшеклассников, которые уже могут логически изъясняться и свободно держаться во время выступления. Малышам же это дается сложнее: они путаются в мыслях, не знают, с чего начать и куда деть свои руки.

Раскрепощение детей обычно происходит, когда они играют со своими куклами, машинами, и это манипулирование предметами, переключение внимания на игрушки снимает психологический зажим, дети общаются со своими сказочными героями как с живыми, ведут с ними серьезные диалоги.

Можно воспользоваться в работе со школьниками этой замечательной особенностью игры для развития у них коммуникативных способностей. В таком случае введем в группу сказочный персонаж или просто игрушку. Например, маленького слоненка по имени Том. Зовут его так потому, что он приехал издалека, а там подобные имена широко распространены. Слоненок этот необычный - у него большие цветные уши и поэтому он очень любит слушать, когда ему что-нибудь рассказывают. Кроме того, у Тома, наверное, из-за того, что он еще совсем маленький, а хочет поскорее все узнать, есть длинный и любознательный нос-хоботок. Единственное, чего нет у Тома, так это рта, поэтому он прекрасно хранит тайны.

С методической точки зрения, такое представление детям игрушки необходимо, так как в этот момент педагог, показывая свое отношение к игре, сам становится ее соучастником, задавая при этом стиль и характер общения с игрушкой. Педагогу нужно предусмотреть, чтобы игрушка, которой он будет пользоваться, была приятной осязательно, так как дети передают ее из рук в руки.

Первое обращение к игрушке может задаваться вожатым в виде некоего условия игры «Знаешь, Том...», «Только тебе, Том, я могу сказать...». Если и такое игровое обставление коммуникативного тренинга вызывает затруднение у некоторых детей, тогда можно предложить посекретничать с Томом «на ушко».

Том (или другая игрушка) может находиться все время в холле и ребенок может в любой момент подойти и поговорить с ним о наболевшем, о трудностях, о своем состоянии. Появление такого стороннего наблюдателя предоставляет вожатому большие возможности организовать свою коррекционную деятельность и высказывать педагогические оценки в адрес детей опосредованно через Тома. Например, «Знаешь, Том, я всегда так переживаю, когда у нас в холле так шумно, может быть это потому, что задание непонятно, не все еще в нем разобрались и переспрашивают друг у друга». Высказанная таким образом педагогическая оценка не воспринимается детьми как оценка, но корректирует их поведение и сохраняет позитивное отношение к вожатому и его требованиям.

Экспериментальная проверка этой игры свидетельствует о широком возрастном диапазоне в ее применении: в нее охотно играют и младшие и старшие; для первых Том является игрой и поводом для разговора, для вторых - возможностью высказаться о наболевшем.

Младший возраст:

Название игры: «Я знаю пять имен девочек»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

По земле чеканят мячом (ладонью), при каждом ударе произнося очередное слово: «Я знаю 5 имен девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности): Маша - раз, Таня - два, Катя - три, „Соня - четыре, Ира - пять“, „Я знаю 5 ...“ Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игроку, когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался (как это делается в „классиках“), при этом заранее лучше договориться в каком порядке будут называться предметы.

Название игры: «Темп»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Участники встают в свободном порядке. По команде ведущего им нужно в течение 1 минуты коснуться 4-х деревьев (углов комнаты, предметов желтого цвета, деревянных предметов и т.д.) и 6-ти пар колен и 5-ти локтей. Кто первый заканчивает – издает победный клич индейцев. Эта игра быстро мобилизует энергию участников.

Название игры: «Слова »

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Средний возраст:

Название игры: «Используй предмет »

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Вожатый выбирает предмет и показывает его всем участникам. Задача участников по очереди придумывать способы применения этого предмета (желательно необычных способов). Например, воздушный шарик: можно использовать как емкость для воды, как напальчник или как мячик.

Название игры: «Японский театр »

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Игра основана на известной игре Камень-Ножницы-Бумага. Игроки делятся на две команды, и каждая команда выбирает одного из трех персонажей: Дракона, Принцессу или Самурая. Потом на счет три обе команды должны синхронно продемонстрировать движения, выбранного им героя. Принцесса должна сделать реверанс, Дракон зарычать, а самурай достать свой меч из ножен. Причем Дракон выигрывает у принцессы, т.к. похищает ее, принцесса выигрывает у самурая, т.к. охмуряет его, самурай убивает дракона и тем самым выигрывает у него.

Название игры: «Я никогда не…»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.



Старший возраст:

Название игры: «Кенгуру»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Выбирается доброволец и уводится подальше от всех участников. Ведущий объясняет ему, что он должен будет изображать кенгуру жестами, мимикой и т.п. (но при этом ни произнося ни одного звука), так что бы все угадали кого он изображает. В это же время, помощник ведущего рассказывает всем остальным участникам, что сейчас игрок будет показывать кенгуру, но все должны притворятся, что они не понимают, что за животное он пытается изобразить. Надо называть любых других животных, но только не кенгуру.

Название игры: «Зоопарк»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Эта игра - розыгрыш, но никто из игроков не должен знать, что его разыгрывают. Для игры необходимо не менее 12 человек. Все становятся в круг. В центре круга - ведущий. Все игроки держат друг друга под локти. Ведущий начинает игру следующими словами. "Сейчас мы будем играть в игру, которая называется "Зоопарк". Каждому из вас я сейчас на ухо шепну название какого-либо животного, которое вы не должны никому говорить. Затем, когда все получат название животных, я буду называть их в своем рассказе. Если вдруг выпадет название животного, которое кто-то получил, то этот игрок должен немедленно присесть и утянуть за собой двух соседних игроков, которых он держит сейчас под локти Задача же этих соседних игроков вовремя удержать его. Понятно?" Затем ведущий подходит к каждому и шепчет ему на ухо одно и то же, например, "гиппопотам".

Название игры: «Кресты-Паралели»

Цели и задачи: Развлечение

Правила :

Это игра-загадка. Вожатый говорит, что есть четыре положения: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Нужно передать по очереди любому из играющих какой-то предмет и сказать одно такое положение, догадываясь об их значении. Ведущий же будет говорить верно или не верно было сказано. Разгадка: крест обозначает скрещение ноги, а параллель – рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно сказать то положение, которое обозначило бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят. Например, у меня ноги скрещены, а у соседа – нога на ногу, я говорю ему: крест – крест и передаю предмет.

Участникам, сидящим в кругу, раздаются карточки с буквой алфавита (33 карточки, то есть 33 буквы), ничего, что у кого-то окажется 2 карточки. В центр круга ставится стул, и по команде участникам предлагается сложить все карточки в алфавит, чтобы нижней карточке соответствовала первая буква алфавита, а верхней – последняя.

Буги-вуги

Взявшись за руки все идут по кругу и напевают:

Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге, и, в ладоши хлопая, поем.

Буги – вуги, эгей!,

поднимая одну ногу вперед. Идут из центра круга:

Буги-вуги, эгей!.

Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом опять вперед и немного потрясем.

Танец повторяется:

Мы танцуем буги-вуги…

Продолжая танец-игру, подчеркнутые слова заменяют на: руку левую, ногу..., ухо... и т.д. (на сколько хватит фантазии и сил). Это игра-танец, поэтому хорошо, если она будет сопровождаться музыкой.

Великаны-карлики

Участники игры стоят в кругу. Ведущий называет: карлики или великаны. На слово карлики все приседают, великаны – все встают. Те, кто ошибся, встают внутрь круга, а потом выполняют какое-либо задание.

Жмурки

Участники игры выбирают двух водящих, лучше мальчика и девочку. Первый – Маша и говорит тонким голосом, а второй – Яша и говорит басом. Обоим завязывают глаза. Иногда еще и покружат, чтобы они потеряли ориентировку. Остальные играющие берутся за руки и образуют вокруг водящих замкнутую цепь. Яшу отводят подальше от Маши и предлагают найти ее. Вытянув руки вперед, Яша начинает искать и звать:

Где ты, Маша?

– Я тут, - громко отвечает Маша, но сама не очень-то торопится встретиться с Яшей и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Случается, Яша принимает за Машу кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. Наконец, Яша находит Машу, и их заменяют новой парой водящих. Окружающие не должны подсказывать водящим, кто где находится. Водящим не дают выйти из круга. Чтобы поймать Машу, достаточно коснуться ее рукой.

Импульс или цепная реакция

Инструкция: Пожалуйста втаньте в круг (желательно мальчик - девочка). Я буду несильно пожимать руку соседа справа или слева. Тот так же пожимает руку своего соседа. Пожатие происходит от одного к другому пока не вернется ко мне. (Попробовали).

А теперь усложним наше упражнение: если я передаю импульс вправо то, получающий его говорит Эх!. А если влево - Ох!. Но возможно будет передача импульса и вправо и влево. На ком эти импульсы втречаются, тот говорит Ха-ха!. (Попробовали и как правило не один раз). Практическая значимость: поднимает настроение, способствует знятию дезадаптации, развивает внимание.

Копна-горка-тропинка

Играющие разбиваются на группы по 6 – 10 человек. Каждая, взявшись за руки, образуют круг. Игра начинается с бега вправо по кругу. По сигналу: Тропинка! – играющие должны построиться в цепочку и присесть. Когда вожатый выкрикивает: Копна!, каждый круг делиться на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают вверх. По сигналу Горки! - ребята снова строятся в цепочку, но при этом первые встают во весь рост, а следующие за ним приседают, образуя горку. Та группа, которая раньше и лучше других выполнит задание, получает одно очко, после чего игра возобновляется. Выигрывают набравшие большее количество очков.

Пальчики

Вожатый говорит, что он будет выкидывать определенное количество пальцев на руках и столько должно встать. Ну и, собственно, делает это. Нужно учесть, что быстрее всех встают потенциальные лидеры. А те, кто встает, и видя, что вставших слишком много, садиться, соответствуют роли совести в отряде.

Перестройка

Участники делятся на две команды, выстраиваются напротив друг друга и по команде ведущего перестраиваются в своих командах по разным признакам: по росту, по размеру обуви, по цвету обуви от светлой к темной, по алфавиту имен (от А до Я).





error: Контент защищен !!