Речевая карта. Речевая карта обследования неговорящего ребёнка Логопедическая карта ребенка

  1. Фамилия, имя, возраст __________________________________________________________
  2. Домашний адрес _______________________________________________________________
  3. Дата зачисления на логопедический пункт _________________________________________
  4. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) ____________________________
  5. Жалобы учителя или родителей: со слов учителя ____________________________________
  6. со слов родителей _______________________________________________________________

  7. Заключение психиатра ___________________________________________________________
  8. Состояние слуха ________________________________________________________________
  9. Данные о ходе развития речи: ____________________________________________________

__________________________________________________________________ _____________

10.Состояние артикуляционного аппарата:

а) губы (норма,толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы)

б) зубы (норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения

зубного ряда, протезы)

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/ вправо)

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)

е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма,

11.Общая характеристика речи. Запись беседы. Самостоятельность связанных высказываний __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

А) словарный запас (количественная и качественная характеристика)

Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник ____________________________________________________________________

пылесос ________________________________________________________________________

б) называние частей предметов:

Чайник: донышко __________________________ Стул: сиденье _______________________

носик _____________________________ спинка ________________________

крышка ___________________________ ножки ________________________

ручка _____________________________

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки ______________________________________________

Сапоги, туфли, тапочки, валенки ___________________________________________________

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка__________________________________________________

Помидор, репа, морковь, капуста ___________________________________________________

Яблоко, персик, груша, лимон _____________________________________________________

Кошка, собака, волк, ёж ___________________________________________________________

Голубь, утка, воробей, ворона ______________________________________________________

Шкаф, стол, кресло, тумбочка ______________________________________________________

Автобус, электричка, трамвай, самолёт ______________________________________________

г) Назови, какие ты знаешь?

овощи__________________________________________________________________________

фрукты _________________________________________________________________________

одежда _________________________________________________________________________

обувь __________________________________________________________________________

мебель _________________________________________________________________________

времена года ____________________________________________________________________

месяцы _________________________________________________________________________

транспорт _______________________________________________________________________

дикие животные _________________________________________________________________

домашние животные _____________________________________________________________

птицы __________________________________________________________________________

цветы__________________________________________________________________________ _

деревья _________________________________________________________________________

профессии ______________________________________________________________________

Б) грамматический строй речи:

образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

множ.число им.пад.

множ.число родит.пад.

образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом________________ёлка _________________ Женя ______________________

стул__________________гриб _____________________Костя ________________

согласование существительных с числительными:

Кто у кого детёныш?

у кошки ____________________у собаки __________________у свиньи ___________________

у медведя ___________________ у зайца ___________________ у лисы____________________

у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы____________________

у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________

В) произношение и различение звуков: произносит (П), замена (З),искажение (И), пропуск(Пр), смешение (С).

Изолирован

Изолирован

Различение оппозиционных звуков: па-ба-ба (N или нет) _________, та-да-да _____________

га-ка-ка ________, за-за-за _______, ча-ча-ча _______, ра-ра-ра _________, за-за-за______.

Воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом.

милиционер ______________________ мотоциклист ____________________

строительство __________________ репетиция ______________________

серпантин_______________________ часовщик ________________________

Темп и внятность речи _________________________________________________________________

12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова:

1-й звук в слове мак _______ окно ________ день ________ ёжик _________ йогурт __________ последний звук в слове суп ________ кино ______конь ________ дерево _______ кол-во звуков в слове утка _______ пень ______ёж ______ деревья ________подъезд _________ назови звуки по порядку в слове кошка ________лес _______ скамья __________ льёт _______

синтез слова ослик ________ коньки ________ёжик _______ деревья _______________________

  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок: сформирован, не сформирован;

Ошибки фонематического восприятия (замены): звонкие – глухие, свистящие – шипящие,

сонорные, аффрикаты, твёрдые – мягкие (гл. II ряда, Ь), гласные;

Ошибки звукового анализа: пропуски, вставки, повторы, перестановки, недописания;

Ошибки грамматического строя: границы предложения, пропуски слов, вставка слова, повтор

слова, слияние слова, разрыв слова, слияние предлога, согласование, управление;

Оптико-пространственные ошибки; лексические ошибки; орфографические ошибки

14. Чтение:

А) уровень овладения техникой чтения: сформирован, не сформирован; побуквенное, послоговое, целыми словами; медленное, быстрое; по догадке; понимание прочитанного полное, поверхностное, не доступно (подчеркнуть)

Б) ошибки при чтении: _____________________________________________________________

  1. Проявление заикания: _____________________________________________________________
  2. А) предполагаемая причина, выраженность заикания, ситуации усугубляющие его проявление (ответы у доски) ___________________________________________________________________

    Б) сформированность языковых средств _______________________________________________

    В) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность) __________________________________________________________________

    г) адаптация к условиям общения_____________________________________________________

  3. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи)_____________________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________

  5. Заключение учителя-логопеда________________________________________________________
  6. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________

  7. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта)____________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ________________

Учитель-логопед: ________________/ /

Список использованной литературы:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе..М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М., 1991.

Людмила Утянова
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследование ребёнка старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя___

Дата рождения___

Домашний адрес___

Домашний телефон ___

Откуда поступил___

Сведения о родителях :

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов ) ___

Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___

Национальный язык ___ Двуязычие___

Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___

Заключение ПМПК___

Дата заполнения речевой карты___

Общий анамнез

Неблагоприятные факторы развития ___

Перенесенные заболевания :

До года___ После года___

Ушибы, травмы головы___

Судороги при высокой температуре___

Раннее развитие

Голову держит с (в норме : с 1,5 мес.)___ __Сидит с норме : с 6 мес.) ___

Ползает с (в норме : с 6 -7 мес.)___Стоит с норме : с 10 - 11 мес.) ___

Ходит с (в норме : с 11 - 12 мес.) ___Узнает близких с норме : с 2,5 - 3 мес.) ___

Первые зубы появились в норме : 6 - 8 мес.) ___

Количество зубов к году норме : 8 зубов) ___

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты )

Невролог___

Речевой анамнез

Гуление в (в норме : с 2-х мес.)___ Лепет в норме : с 4-6 мес.) ___ ___

Первые слова (в норме : около года)___

Первые фразы (в норме : от 1,5 до 2-х лет)___

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___

Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___

Отношение членов семьи к речевому дефекту___

Занимались ли с логопедом ___

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия.

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___

Определение направления звука___

Восприятие и воспроизведение ритма___

2. Исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)___

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы : круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___

Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ___ ___

Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) ___

Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» , гипертрофия корня языка)___

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений - заполняется после проведения тестовых упражнений).

Выполнение упражнений :

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии - заполняется после тестовых упражнений).

Кинестетическая основа движений :

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___

Кинетическая основа движений :

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ___

Навыки работы с карандашом :

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___

Манипуляции с предметами :

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок - заполняется после проведения тестовых упражнений)

Выполнение упражнений :

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) ___

Движения нижней челюсти :

Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

Движения губ :

Растянуть губы в «улыбку» , вытянуть губы вперед «трубочкой» , чередовать выполнение указанных упражнений___

Движения языка :

«лопатка» , «иголочка» , «лопатка-иголочка» , «качели» , «часики» ___

Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) ___

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь.

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию : игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)___

Понимание действий (показать по предложенным картинкам : птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам : круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

2. Понимание различных форм словоизменения.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам : глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных :

носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам : птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)

Дифференциация глаголов с различными приставками

(показать по предложенным картинкам : птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

Понимание предложений (по предложенным картинкам )

Понимание текста, сказка «Колобок» ___

4. Состояние фонематического восприятия.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :

мышка - мишка ___ почка - бочка ___

катушка - кадушка ___ корка - горка___

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :

речка - редька ___ коза - коса ___ лук – люк___ ___ рейка - лейка ___

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи :

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

Мебель : ___

Овощи : ___

Фрукты :___

Птицы : ___

Назвать части тела и части предметов (по картинкам )

Нос ___ рукав___

рот___ воротник___

шея___ пуговица___

живот___ кабина машины___

грудь___ руль___

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке .

Стул, стол, шкаф___

Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___

Ответить на вопросы :

Как передвигаются птицы? (летают) ___

Как передвигаются рыбы? (плавают) ___

Как передвигается змея? (ползает) ___

Как передвигается лягушка? (прыгает) ___

Как передвигается человек? (ходит) ___

Кошка мяукает. А собака что делает (лает) ___

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Назвать предъявленные цвета.

Красный ___ ___ Голубой

Оранжевый ___ ___ Синий ___

Желтый ___ ___ Белый ___ ___

Зеленый ___ Чёрный ___

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки ) .

Солнце какое? (круглое) ___

Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___

Огурец какой? (овальный) ___

2. Состояние грамматического строя речи.

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) .

Рот - рты___ Лев - львы ___

Река - реки___ Ухо - уши ___

Кольцо - кольца___

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам )

Шаров ___ Берёз ___

Ключей ___ Окон ___

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам ) .

Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам ) .

Где сидит снегирь? (на дереве) ___

Где стоит машина? (в гараже) ___

У кого кукла? (у девочки) ___

Где едет машина? (по дороге) ___

Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам ) .

Забор - заборчик ___ Носок - носочек ___ Лента - ленточка ___ Окно - окошечко ___

Образование названий детенышей животных.

У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___

3. Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

4. Исследование фонетической стороны речи.

Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .

Самолет ___Микстура ___

Скворец Парашютист ___

Фотограф Погремушка ___

Сестренка развешивает простыни. ___

В универсаме продают продукты. _

Парашютисты готовятся к прыжку. ___

Состояние звукопроизношения

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___

произношение и различение звуков : произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С) .

с с" з з" ц ш ж ч щ л л" р р" н н" м м" j

Изолирован

т т" д д" к к" г г" х х" в в" ф ф" п п’

Изолирован

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___

Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___

Продолжительность речевого выдоха ___

6. Особенности динамической стороны речи.

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___

Ритм (нормальный, дисритмия) ___

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке ) ___

Употребление основных видов интонации ___

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Повторение слогов с оппозиционными звуками.

ба-па-ба па-ба-па ___

да-та-да ___ та-да-та ___

га-ка-га ка-га-ка ___

за-са-за са-за-са ___ _

та-тя-та ___ тя-та-тя ___

Выделение начального ударного звука из слов.

Астра арка_ ___

Осень ___ озеро __

Улей ___ уши___

Иглы искры ___

Логопедическое заключение

Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___

лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого , с учётом данных его развития – как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста .

Логопедическое обследование включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.

3. Данные раннего развития : а) общего (кратко) ; б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.

6. Зрение.

7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения .

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.

11. Заключение.

Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может , опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.

Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений . Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей », но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение ? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта , которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___

Заключение специалистов

Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___

Первичный речевой анамнез

Решение медико-педагогической комиссии

Логопедическое обследование

Анотомическое строение артикуляционного аппарата : 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___

Фонетический слух

Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк

Фонематическое восприятие

1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па

2. Различение гласного среди других гласных «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…

3. Различение согласного среди других согласных : «Подними руку, когда услышишь звук «Т» . 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5 . Выделение и различение звука среди слогов___

6. Выделить первый ударный гласный звук : Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук : Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…

Структура слова и предложения

Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.

Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук

Обобщение

Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___

Узнай по описанию

Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___

Понимание глаголов (м. и ж. рода)

Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.

Слова-антонимы

Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-

Слова-синонимы

Весёлый- Большой- Красивый-

Грамматический строй

Кого ловит кошка?___

Чем рубят дрова?___

Названия действий людей и животных

Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___

Преобразование единственное во множественное число

Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень

Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа

Н-Р : у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к : А у меня?___ Образование сложных слов

Листьяпадают___Самкатит___Снегпадает___Самварит___Самходит___Самлетает___

Пересказ

Употребление предлогов

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Кукла заяц мяч дом окно кольцо

Согласование существительных с числительными

Образование прилагательных от существительных

Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега

Составление простого предложения по картинке

Составление рассказа по серии картинок

Особенности мышления

1. Составить целое изчастей___

2. Исключение___

3. Пространственно-временные понятия :

Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года

4. Цвет :

5. Форма :

6. Счётные операции : Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?

Уточнение речевого диагноза

В течение учебного года

Учитель-логопед ___

Речевая карта для ребёнка 4-7 лет с общим недоразвитием речи

Автор работы : Клокова Светлана Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ д\с № 39, г. Арзамас.
Описание работы Каждый логопед начинает свою работу с обследования малыша и с занесения результатов в речевую карту. Обследование обычно длится от 2 до 4 недель в зависимости от диагноза и места работы логопеда. Наша логопедическая группа для детей с ОНР работает по комплексной программе Нищевой Н.В..В старшей группе обследование проходит в течение четырёх недель. В подготовительной – трёх недель. Так как сейчас с логопедов требуют проведения электронного обследования детей я для своего удобства немного переделала речевую карту Нищевой Н.В., которую и хочу представить. Думаю, что она пригодиться логопедам, работающим на логопедических группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Карта обширная и рассчитана на 3 года пребывания ребёнка в детском саду, начиная со средней группы. Обследование проводится по альбому с картинным материалом Нищевой Н.В.
Цель работы Проведение грамотного обследования ребёнка с ОНР и занесение его результатов в речевую карту.
Задачи
-Выявить пробелы в всестороннем развитии ребёнка
-Подробно заполнить речевую карту ребёнка
-наметить пути решения выявленных проблем
Используемая литература
Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
Смирнова И. А.Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.

Речевая карта.

Анкетные данные.

Фамилия, имя ребенка___________________________
Дата рождения, возраст__________________________
Национальность________________________________
Домашний адрес_______________________________
Из какого детского сада поступил_________________
Дата поступления в логопедическую группу________
Дата заполнения речевой карты_____Логопед__________

Мать__________________________________________________

Место работы, занимаемая должность__________
Сотовый телефон____________________________
Электронная почта____________________________
Отец_______________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Место работы, занимаемая должность ________________
Наследственные заболевания_______________________
От какой по счету беременности ребенок____________
Протекание беременности (токсикоз 1-ая, 2-ая половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические, соматические заболевания)
Роды (досрочные, срочные, быстрые, обезвоженные) Какие по счёту_________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______
Когда закричал ребенок______________________
Наблюдалась ли асфиксия___________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)____
Вес и рост при рождении___________
Вскармливание:
когда принесли кормить______________
как сосал_____________________________
грудное вскармливание до_______________
Когда выписали из роддома? (если задержались, то почему)_________

Раннее развитие

Когда стал держать голову___(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть___(в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить__(в норме с 11 – 12 мес.)
Когда появились первые зубы__(в норме с 6 – 8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре).
До года_______
После года____
До 3 лет______
После 3 лет___
У какого врача состоит на учёте и с какого времени__

Раннее речевое развитие

Гуление_ (в норме с 2 мес.)_______________
Лепет_ (в норме с 4-6 мес.)________________
Первые слова_ (в норме около12 мес.)_______
Первые фразы_ (в норме от 1.5 до 2 лет)_________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине?________
Занимался ли с логопедом, с какого возраста, результаты занятий___

Исследование психических функций

1. Слуховое внимание:
Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, дудочка?»)________________________________________________________

Определение направления источника звука (звучащей игрушки)______________________
_____________________________________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма:
4 года:
- - . __
. . - __
- . - ___
. - . ___

5 лет:
- - - . ____
. . . - ____
- . . – ______
. - - . ______

6 лет:
- - . . . ___
. . . - - ___
. . - - . __
. - - - . __
2. Зрительное восприятие:
Восприятие цвета:
4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный)
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)

Восприятие формы:
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник)
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник)

3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

Ориентировка в пространстве:
4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)

Ориентировка в схеме тела:
4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)
6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо)

Складывание разрезных картинок:
4 года (2 – 4 части)_______________
5 лет (4-6 частей)_________________
6 лет (6 – 8 частей)_______________
Складывание фигур из палочек:
4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)_____________
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)______________________
6 лет (складывание фигур по памяти: «елочка и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)______

Выводы: _________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики
Упражнения:
4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч);
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одн6овременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку);
6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одн6овременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее).
Отметить:
- сила движений___________________________________________________________
- точность движений_______________________________________________________
- темп движений__________________________________________________________
- координация движений___________________________________________________
- переключение с одного движения на другое__________________________________

Выводы:_____________
Состояние ручной моторики
Упражнения:
Кинестетическая основа движений:
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке);
5 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук);
6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой).
Кинетическая основа движений:
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы выпрямлены и наоборот);
5 лет («игра на рояле» - пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 2-3-4-5, 5-4-3-2-1; «кулак-ладонь-ребро» ведущей рукой);
6 лет («игра на рояле» - пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 2-3-4-5, 5-4-3-2-1; «кулак-ладонь-ребро» правой рукой, левой рукой).
Навыки работы с карандашом:
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги);
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека);
6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека).
Манипуляции с предметами:
4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую);
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки);
6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера).
Отметить:
- точность движений_
- темп движений_
- синхронность движений правой и левой руки_
- переключение от одного движения к другому
Выводы:_____________
Анатомическое строение речевого аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)__ _
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)_ в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус)
г) твердое небо (высокое узкое небо, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)____
д) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)__
е) язык (массивный, «географический», маленький)__
ж) подъязычная уздечка (нормальная, укороченная)__
Выводы:_______________________

Обследование мимической мускулатуры
Упражнения:
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки);
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки, втянуть щеки);
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть правую, левую щеку; втянуть правую, левую щеку).
Отметить:
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок__________

Выводы:________________________

Состояние артикуляционной моторики
Нижняя челюсть
4 года (открыть и закрыть рот)___
5 – 6 лет (открыть и закрыть рот; подвигать нижней челюстью вправо-влево)_
Губы (под счет 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет).
4 года («Улыбка», «Трубочка»);
5 лет («Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка»);
6 лет («Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губы).
а) наличие и отсутствие движений_______
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)___
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)____
г) переключение от одного движения к другому___
д) объем движений________
е) точность выполнения_________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)____
з) замены движения_________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезии)___
Язык
4 года («Лопатка», «Жало», «Качели», «Маятник»);
5 лет («Лопатка», «Жало», «Лопатка-жало» «Качели», «Маятник»);
6 лет («Лопатка», «Жало», «Лопатка-жало» «Качели», «Маятник», «Чашечка», «Вкусное варенье»).
а) наличие или отсутствие движений_______________
б) тонус_________________________________________
в) переключение с одного движения на другое________
г) точность выполнения___________________________
д) наличие синкинезий, тремора, саливации___________
Мягкое небо
Произнести звук «а» при широко открытом рте (отметить те же параметры движений)___
Выводы:_____________________________

Состояние просодии
Дыхание
Тип дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_____________________________
Плавность дыхания_____________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_________
Характеристика голоса
Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий)____
Наличие или отсутствие носового оттенка______
Темп (нормальный, быстрый, медленный)______
Ритм (нормальный, дисритмия)________

Выводы:__________________________________

Состояние звукопроизношения

Звуки (Произнесение)гласные АОУИЭЫ
свистящие С СЬ З ЗЬ Ц
шипящие Ш Ж Ч Щ
сонорные М МЬ Н НЬ Л ЛЬ Р РЬ Й
передне-язычные Т ТЬ Д ДЬ
заднеязычные К КЬ Г ГЬ Х ХЬ
губно-зубные В ВЬ Ф ФЬ
губно-губные Б БЬ П ПЬ
Отметить произношение звука изолированно, в словах, в предложениях. Указать пропуски, замены, искажения

Выводы:________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
4 года:
Слова:
Кот_____________________________
Вода____________________________
Стук____________________________
Мост____________________________
Спина___________________________
Банка____________________________
Фантик__________________________
Ступенька________________________
5 лет:
Слова:
Самолет__________________________
Скворец__________________________
Фотограф_________________________
Микстура_________________________
Мотоциклист______________________
Погремушка_______________________
Предложения:
Сестренка развешивает простыни.______
В универсаме продают продукты._______
Мотоциклист мчится на мотоцикле._____

6 лет:
Слова:
Тротуар_____________________________
Градусник___________________________
Фотоаппарат________________________
Экскаватор__________________________
Виолончелист______________________
Регулировщик______________________
Предложения:
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
Регулировщик руководит движением на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Выводы:_________________
Состояние фонематического восприятия
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
4 года:

Па-ба________
ва-ка________
та-да________
ма-ба_______
ня-на_______
ка-га_____
ба-па______
ка-ва______
да-га______
ба-ма_____
на-ня____
га-ка______

Па-ба-па_____
та-да-та_____
га-ка-га_____
са-за-са_____
тя-та-тя_____
ба-па-ба_____
да-та-да______
ка-га-ка______
за-са-за______
та-тя-та___
6 лет:

Са-ша-са_____
са-ца-са______
ча-тя-ча____
ща-ча-ща_
ща-ся-ща_
ла-ля-ла______
ша-са-ша_____
ца-са-ца______
тя-ча-тя______
ча-ща-ча______
ся-ща-ся______
ля-ла-ля_______
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении:

4 года:
Кот – кит
Киска – миска
Дом – дым_
Уточка – удочка_

5 лет:
Мишка – мышка__
Бочка – почка__
Катушка – кадушка
Корка – горка____

6 лет:
Мышка – мошка__
Пашня – башня__
Сова – софа_
Крот – грот_

3. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении:
4 года:
Коза – коса____
Миска – мишка___
Кошка – кочка_____
Малина – Марина___

5 лет:
Речка – репка__
Цвет – свет__
Челка – щелка_
Рейка – лейка__

6 лет:
Лук – люк___
Ель – гель____
Марка – майка_
Плач – плащ__
Выводы:______________

Состояние фонематического анализа и синтеза
4 года (выделение звука [р] из слов):
Майка_____
Шапка_________
Рыба_____
Корова______
Санки______
Пирамидка______
Рак_______
Лимон_____
5 лет (выделение первого гласного в словах):
Астра____
Осень___
Улей____
Иглы_____
Арка_____
Озеро____
Уши_____
Искра____
6 лет:
Определение первого согласного звука в словах:
Мост____
Пол____
Вода___
Дом____
Банка_____
Тапки____
Чайник____
Щетка_____
Определение последнего звука в словах:

Кот_____
Сом_____
Лимон___
Сироп___
Сук_______
Малыш____
Грач______
Лещ_______
Определение последовательности звуков в слове:

Кот_______
Дом_______
Нос_______
Суп_______
Вата_______
Лапа_______
Рыба_______
Шина______

Определение количества звуков в словах:
Нос______
Бык______
Кит______
Ваза________
Батон_______
Банка_______
Выводы:___________________

Исследование понимания речи (импрессивной речи)
1. Пассивный словарь (объем словаря, точность понимания значения слов):
Существительные:
по сюжетной картине: покажи
4 года (мальчик, девочка, голова мальчика, голова девочки, руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки, дом, крышу дома, машину, колеса машины, собаку, уши медведя, глаза медведя);
5 лет (живот и шею мальчика, живот и шею девочки, окна и дверь дома, кабину и кузов грузовика, туловище и голову медведя);
6 лет (локти и колени девочки и мальчика, пуговицы, воротники и манжеты, фары грузовика, лапы медведя).
по предметным картинам:
4 года (кукла, мишка, машинка, чашка, тарелка, ложка, шапка, куртка, платье, сапоги, ботинки, туфли);
5 лет (кресло, диван, шкаф, капуста, помидор, репа, яблоко, груша, апельсин, петух, гусь, утка);
6 лет (корова, собака, кошка, медведь, лиса, заяц, скворец, ласточка, грач, автобус, самолет, фургон).

Способность к обобщению:
4 года (покажи игрушки, обувь, одежду);
5 лет («Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты»);
6 лет («Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт»).
Глаголы:
4 года (показать где, девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует);
5 лет (летит, плывет, идет, прыгает, ползает);
6 лет (строит, убирает, продает, покупает).
Прилагательные:
4 года (показать, где большая чашка, а где маленькая; красный шар – синий шар; сладкая еда – кислая; круглый торт – квадратный торт);
5 лет (круглое печенье – квадратное – треугольное – овальное; сладкое – горькое; горячее – холодное);
6 лет (прямоугольная – многоугольная салфетки; молодой человек – старый; веселый – грустный мальчики, высокий – низкий дома).
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных: покажи
4 года
Кот-коты______
Кукла-куклы___
Ведро-ведра___
Груша-груши___
Дом-дома_____
5 лет:
Глаз-глаза______
Стул-стулья______
Лист-листья____
Окно-окна____

6 лет:
Рукав-рукава_____
Пень-пни________
Гнездо-гнезда_____
Перо-перья____
Ухо-уши______
Дифференциация предложно-падежных конструкций:
4 года:
Покажи цыпленка, который стоит в корытце_______
Покажи цыпленка, который стоит на корытце_____
Покажи цыпленка, который стоит у корытца_______
5 лет:
Покажи цыпленка, который прыгает со ступеньки ____
Покажи цыпленка, который гонится за бабочкой _____
Покажи цыпленка, который спрятался под крыльцом _______
Покажи цыпленка, который ходит по крыльцу_________
6 лет:
Покажи цыпленка, который выглядывает из ведра________
Покажи цыпленка, который выглядывает из-за крыльца____
Покажи цыпленка, который выглядывает из-под крыльца _____
Покажи цыпленка, который сидит над корытцем_____
3. Дифференциация форм словообразования (с 5 лет)
Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
4 года:
Стол – столик____
Машина – машинка__
Ведро – ведерко___

5 лет:
Носок – носочек____
Чашка – чашечка____
Окно – окошечко___

6 лет:
Нож – ножичек____
Рукавица рукавичка____
Одеяло – одеяльце__

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:
4 года (показать, где кошка сидит, а где кошки сидят; слон идет – слоны идут);
5 лет (птица летит – птицы летят);
6 лет (мальчик читает – мальчики читают, девочка ест – девочки едят).
Дифференциация глаголов с различными приставками:
4 года (показать, где девочка наливает воду в чашку, а где выливает воду из чашки; девочку, которая поливает цветы);
5 лет (птица, которая вылетает из клетки – влетает);
6 лет (мальчик, который переходит дорогу, перебегает, подбегает к дому).
4. Понимание отдельных предложений и связной речи:
Предложения:
4 года:
Мальчик поздравляет девочку_______
Девочка поздравляет мальчика______
5 лет:
Собака бежит за мальчиком________
Мальчик бежит за собакой________
6 лет:
Бабочка, которая сидит на распустившемся цветке_________
Бабочка, которая сидит еще на не распустившемся цветке_____
Вопросительные предложения по сказке:
4 года («Репка»):
Что посадил дед? Покажи.______
Кто стал репку тянуть? Покажи.____
Кого позвал дед? Покажи и т.д.______
5 лет («Колобок»):
Что испекла бабка? Покажи._______ _
Кого встретил колобок в лесу? Покажи.____
Кто съел колобка? Покажи._____
6 лет («Теремок»):
Что стоит в поле? Покажи.____
Кто прибежал первым к теремку? Покажи.____ _
Кто потом поселился в теремке? Покажи._____
Кто сломал теремок? Покажи.______
Выводы:___________________

Исследование состояния экспрессивной речи (лексики и грамматического строя речи).
1. Активный словарь.
НАЗВАТЬ по 4-5 имён существительных по предложенным тетам.
НАЗВАТЬ обобщающие понятие по предложенным картинкам.
4 года:
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь

5 лет:
Овощи
Фрукты
Птицы_
Мебель

Ягоды_
Насекомые_
Животные
Транспорт
Существительные обозначающие части тела, части предметов: НАЗВАТЬ (по картинкам)
4 года:
Части тела: ноги, руки, голова, глаза, уши.
Части предметов мебели: спинка стула, сиденье стула, ножки.
Части автомобиля: кузов, колеса.
5 лет:
Части тела: нос, рот, шея, живот, грудь.
Части одежды: рукав, воротник, пуговица.
Части автомобиля: кабина, руль.
6 лет:
Части тела: локоть, ладонь, висок, затылок.
Части одежды: манжета, петля.
Части автомобиля: фары, мотор.
Исследование глагольного словаря:
4 года:
Что делает мальчик? (Ест)______
Что делает девочка (Спит)______
Что делает птица? (Летит)______
Что делают рыбки? (Плавают)___
Что делают машины? (Едут)_____
5 лет:
Кто как передвигается?
Птицы________
Рыбы_________
Змея_________
Лягушка______
Кто как кричит?
Кошка__________
Собака__________
Корова__________
Петух___________
6 лет:
Кто какие звуки издает?
Ворона_________
Кукушка_______
Волк____________
Лошадь_________
Овца (блеет)_____ _
Кто что делает? (с использованием названий профессий)
Врач_______
Учитель_____
Продавец_____
Швея________
Маляр____
Форма предметов:
4 года:

Мяч какой?___________________
Платок какой?_________________

Солнце какое?_________________
Печенье какое?________________
Косынка какая?________________
Огурец какой?_________________

Руль какой?___________________
Окно какое?___________________
Флажок какой?________________
Слива какая?__________________
Салфетка какая?_______________

Подбор антонимов (с 6 лет):

Большой_____________________
Длинный_____________________
Высокий_____________________
Широкая______________________
Добро________________________
Друг_________________________
Горячий______________________
Легкий_______________________
Поднимать____________________
Давать________________________
Покупать_____________________
Много________________________
Близко_______________________
Полный_______________________

2. Состояние словоизменения
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
4 года:

Стол – столы__
Кот – коты____
Дом – дома____
Кукла – куклы____
Окно – окна_____

Глаз – глаза_____
Рот – рты______
Река – реки____
Ухо – уши_____
Кольцо – кольца___

Лист – листья____
Лев – львы______
Стул – стулья____
Воробей – воробьи___
Дерево – деревья____
Пень – пни___

Употребление формы Р.п. мн.ч. существительных:
5 лет:
Шар-шаров_____
Ложка-ложек____
Ключ-ключей______
Береза-берез____
Окно-окон______
Лист-листьев____
6 лет:

Книга-книг___
Карандаш – карандашей_
Лист – листьев____
Вилка – вилок____
Ведро – ведер

Согласование прилагательных с существительными в единственном числе:
4 года:

Красный мяч____
Синяя шапка____
Желтое ведро____

Оранжевый апельсин__
Голубая бабочка___
Белое блюдце____

Фиолетовый колокольчик__
Серая ворона___
Розовое платье____

Употребление предложно-падежных конструкций:
4 года:

Где стоит ваза?__ _
Где лежат фрукты?_
У кого мячик?___

Где сидит снегирь?
Где стоит машина?__
У кого кукла?_
Где стоит коза?____
Где едет машина?__

Где лежит мяч?____
Где летает бабочка?_
Откуда вылетает птичка?_
Откуда прыгает котенок?___

Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
4 года:

Два кота – пять котов__
Две машины – пять машин_
5 лет:

Два мяча – пять мячей__
Две розы – пять роз__
Два окна – пять окон__

Два пня – пять пней_
Два воробья – пять воробьев__
Два ведра – пять ведер_

3.Состояние словообразования:
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
4 года:

Стол – столик___
Чашка – чашечка_
Сумка – сумочка__
Ведро – ведерочко____

Носок - носочек__
Забор-заборчик___
Лента-ленточка___
Окно-окошечко _
с 6 лет:

Изба-избушка___
Кресло-креслице___
Крыльцо-крылечко__
Палец - пальчик___

Образование названий детенышей животных
с 4 лет:

У кошки___
У утки____
У лисы___
У слона____
с 5 лет:

У зайца_____
У волка______
У медведя____
У белки___
У козы____

У коровы____
У собаки____
У овцы___
У лошади__

Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):
Относительных (из чего сделано):

Стол из дерева_____
Аквариум из стекла__
Крыша из соломы__
Стена из кирпича__
Шапка из меха___
Носки из шерсти______
Сапоги из резины_____
Крепость из снега_____
Лопатка из металла___
Сок из яблок____

Притяжательных (чей? чья? чьё?):

Кофта бабушки____
Газета папы____
Хвост зайца____
Сумка мамы____
Берлога медведя____
Гребень петуха______

Образование приставочных глаголов:
Что делает мальчик? (выходит, входит, переходит).
Образование глаголов совершенного вида:
Девочка строит домик.
Девочка построила домик
Мальчик красит вертолет.
Мальчик покрасил вертолет.

4.Состояние связной речи
4 года (пересказ):
Котенок.
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Вопросы:
Кто жил у Кати?
Катя любила котенка?
Чем она поила котенка?
Что любил делать котенок?
План пересказа:
Сначала расскажешь, кто жил у Кати.
Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила.
И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок.
5 лет:
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Вопросы:
Куда собрался Илюша?
Как он собирался?
Что он сделал, когда пришел к реке?
Кого он поймал сначала, а кого потом?
Что сварила мама Илюше?
План пересказа:
Сначала расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался.
Потом ты расскажешь, что он делал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом.
И наконец, ты расскажешь, что сварила мама Илюше.
6 лет (составление рассказа по серии сюжетных картин).

Вывод:___________
Логопедическое заключение _____________________________

Речевая карта обследования

неговорящего ребенка

1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _______________

7. Заключение ПМПК от ______________

8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________

Логопед ___________________________________

I . Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________

Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

________________________________________________________________________________________________

II . Изучение слухового восприятия

Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Определение направления неречевого звука __________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III . Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

координация ____________________________________________________________________________

2. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)

точность движений _______________________________________________________________________

переключение ___________________________________________________________________________

темп ___________________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________

_______________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),

нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV . Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

зубы ____________________________________________________________________________________

прикус _________________________________________________________________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

губы ______________________________________________________________________________

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

язык ____________________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V . Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

________________________________________________________________________________________

Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

________________________________________________________________________________________

Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

________________________________________________________________________________________

Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

________________________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

________________________________________________________________________________________

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )

Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

_______________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

________________________________________________________________________________________

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

________________________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

________________________________________________________________________________________

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

________________________________________________________________________________________

VI . Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________

______________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

(звукопроизношение)

(дифференциация звуков)

VII . Исследование неречевых психических функций

1. Мышление:

Владение доской Сегена __________________________________________________________________

Складывание пирамидки _________________________________________________________________

Классификация _________________________________________________________________________

Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________

2. Счёт:

Прямой механический счёт: ______________________________________________________________

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________

_______________________________________________________________________________________ _

Называние цифр ____________________________________________________________

3. Оптико-пространственный гнозис :

Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Оптико-пространственный праксис:

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________

________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________

________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________





error: Контент защищен !!