Дидактическая игра "да" или "нет". Триз: интерактивные да-нетки в учебе Игра да и нет в дошкольной группе

Если вам надоело играть в «Крокодила», наскучили «Фанты» и «Мафия», попробуйте поиграть в не менее интересную игру, поглощающую своим процессом – загадки на логику «Данетки». Играть в «Данетки» можно везде: в шумной компании гостей, сидя с друзьями в кафе, на пикнике, даже по пути на работу. Эта игра очень помогает «скоротать время» в длительных поездках. В игру может играть неограниченное количество людей одновременно, никакого дополнительного реквизита не требуется. «Данетки» – отличное развлечение для тех, кто любит детективы и логические игры, так как обычно это загадочные детективные истории с подвохом — на первый взгляд загадка может казаться довольно странной, но объяснение её вполне логично.

Готовые сценарии квестов для детей и взрослых. Для получения подробной информации нажмите на интересующую картинку.

Правила игры «Данетки»

Ведущий озвучивает остальным игрокам небольшой текст, обычно это финал какой-то истории, и чаще всего – странная загадочная ситуация. Задача игроков – разгадать, что привело к такому финалу, то есть выяснить подоплёку ситуации и найти ответ.

Согласно правилам игры, ведущему можно задавать любые вопросы, однако их нужно формулировать таким образом, чтобы ответы на них были только «да» или «нет». Если участники идут по ложному пути, допускается ответ ведущего «не существенно» («не имеет значения»).

Для того, чтобы лучше понять суть игры, приведу пример разгадывания несложной «данетки» .

Ведущий озвучивает игрокам: «Пилот выпрыгнул из самолета, но остался жив. Как такое может быть?»

Игроки задают вопросы, а ведущий на них отвечает, вот примерный диалог:

— Он выпрыгнул с парашютом?

— Он разбился обо что-то, когда летел?

— Это происходило ночью?

— Не имеет значения.

— Его удалось спасти?

— Не имеет значения (суть не в этом).

— Он достигнул земли?

— Самолет летел?

— Пилот выпрыгнул из самолета, стоящего на взлетной полосе?

Всё, ситуация разгадана).

Огромным плюсом игры является то, что игра заставляет думать, развивает логическое мышление и включает фантазию, учит грамотно формулировать вопросы. Ситуации могут быть совершенно нестандартными, а для их решения потребуется не только логика, но и воображение – в этом и заключается вся прелесть этого увлекательного интеллектуального развлечения.

В данной статье я предлагаю вам ознакомиться с наиболее интересными «данетками», многие из них с успехом были применены на практике. Попробуйте, и вам обязательно понравится!

Лучшие «Данетки» с ответами

Деревенский дурачок

В одной деревушке поселке жил дурачок. Он стал местной достопримечательностью, благодаря тому, что когда ему предлагали на выбор 10 центов или пятидолларовую купюру, он всегда брал 10 центов. Почему он никогда не выбирал купюру?

«Дурачок» на самом деле был вовсе не глуп, так как понимал, что, пока он будет выбирать 10-центовую монету, люди будут предлагать ему выбор, а если он выберет пятидолларовую купюру, то перестанет быть «достопримечательностью», предложения выбора прекратятся, и он не будет получать ничего.

Письмо от мужа

Получив письмо мужа, женщина поняла, что он умер. Как так?

Женщина непосредственно причастна к смерти мужа. Она отправила ему письмо, вложив в него отравленные марки для обратного ответа. Получив ответ с отравленной маркой на конверте, она поняла, что план сработал.

Внезапная смерть

Человек спускался вниз по лестнице и вдруг понял, что в эту минуту его жена умерла. Как это возможно?

Человек находился в больнице. Его жена была там же, подключенная к аппарату искусственного жизнеобеспечения. Когда он спускался по лестнице, в больнице пропало электричество и погас свет. Соответственно, аппарат тоже отключился.

День рождения

Джулия сегодня отметила свой День рождения. А послезавтра её сестра-близнец отметит своё. Как это возможно?

Джулия родилась 28 февраля, за несколько минут до полуночи. А её сестра — 1-го марта. Получается, что в високосный год день рождения младшей из близняшек на 2 дня позже.

Смертельное шампанское

Человек пошел на вечеринку и там выпил немного шампанского. Затем он покинул вечеринку самым первым. Все остальные люди, которые пили шампанское после него, умерли от отравления. Почему этот человек остался жив?

Яд был в кубиках для льда. Человек пил шампанское самым первым, и лёд ещё не успел растаять и смешаться с напитком.

Разборки в баре

Человек, сидя в баре, стал нелестно отзываться об одном прославленном на всю страну солдате и его поступках. За это его вышвырнули на улицу, но при этом он чувствовал себя абсолютно счастливым. Почему?

Писатель Ярослав Гашек, желая узнать, как в народе приняли его произведение «Похождения бравого солдата Швейка», решил поставить эксперимент. Он отправился в бар, где стал громко ругать собственное произведение, за что и был выставлен вон.

Пятёрка за экзамен

Экзамен в военно-морском училище. Курсант вытянул билет и сел готовиться. Вдруг, ни с того ни с сего, он встаёт с места и подходит к профессору с зачётной книжкой. Тот, не раздумывая, ставит ему «пять». Как такое возможно?

Преподаватель, используя азбуку морзе, простучал по столу карандашом сообщение: «Первый, кто расшифрует это послание, пусть подойдёт ко мне и сразу, без сдачи экзамена получит оценку отлично». Студент расшифровал сообщение и получил заслуженную пятёрку.

Попутчики

Два человека совершенно нормально относятся друг к другу, но они никогда не сядут в один самолёт. Почему?

Обе персоны – наследники британской короны. Чтобы авиакатастрофа не оставила страну без монарха, авиаперелёты они совершают в разных самолетах.

Нашествие котов

Один человек уехал в отпуск и попросил друга присмотреть за котом. Через неделю в квартире бегали уже 8 взрослых котов. Откуда они взялись?

На следующий день кот убежал, и человеку пришлось дать объявление о пропаже. Поскольку он сам ещё не очень хорошо знал кота, ему пришлось оставлять у себя всех похожих котов, которых ему приносили. И ждать приезда друга, который должен был опознать своего питомца.

Предсказатель

Задолго до изобретения УЗИ один предсказатель угадывал пол будущего ребенка. К нему выстраивались огромные очереди, поскольку никто не смог поймать его на ошибке. Как у него это получалось?

Предсказатель вёл «журнал», где записывал дату, фамилию женщины и предсказанный пол. Причём он всегда говорил вслух один пол ребёнка, а в журнал записывал другой. И если после рождения ребёнка клиент возвращался к нему, требуя вернуть деньги за неверный прогноз, он доставал журнал и демонстрировал посетителю запись, в которой пол был указан верно. И обвинял клиента в том, что тот сам не расслышал (или не так понял) предсказание.

Спасительный звонок

Женщина не знала, как избавиться от засидевшихся гостей, но её спас телефонный звонок. Каким образом?

Женщина сделала вид, что звонивший сообщил ей о пожаре в доме одного из гостей, но она не расслышала, о чьём доме шла речь.

Двое

Голый мужчина в недоумении стоял над еще тёплым трупом, дрожа от холода. Что произошло?

Мужчина очнулся от летаргического сна в морге. А работник морга, увидев «живого мертвеца», умер от инфаркта.

Соль

Из-за курсантов военного училища во всех магазинах города, за одни сутки, скупили всю соль. Почему?

Курсантам дали задание – убрать весь снег на плацу. Так как убирать снег вручную им было лень, они решили посыпать его солью. Для этого купили по 10 пачек соли каждый. Когда бабушки в магазине увидели, что люди в военной форме запасаются солью, они решили, что грядёт военное положение, стали сеять панику и скупать соль.

Непонятный язык

В инструкциях у американских полицейских встречаются слова на редких иностранных языках, которыми сами полицейские не владеют. Для чего эти слова?

Хитрый многоженец

Мужчина за сравнительно небольшой срок зарегистрировал брак 20 раз. Каждый раз в брак вступала другая женщина. Тем не менее он не развелся ни с одной из них, но и не стал при этом многожёнцем.

Мужчина – регистратором браков в загсе.

Неверная жена

Муж возвращается из командировки, звонит в дверь, ему открывает жена. Он тут же набрасывается на неё с обвинениями в супружеской измене. Как он об этом узнал?

По дороге домой муж заехал к приятелю, а дверь приятельской квартиры ему открыла его собственная полуодетая жена.

Клад

Копая землю, женщина обнаружила сундук с золотом. 3 года она хранила его, не говоря никому ни слова. А через три года купила виллу, машину и множество других вещей. Что мешало ей сделать это раньше?

Женщина – жертва кораблекрушения. 3 года она провела на необитаемом острове, где и был найден клад. И когда её наконец спасли, она смогла использовать его.

Несчастливые деньги

Девушка нашла деньги и очень расстроилась. Почему?

Девушка – начинающий писатель, она издала несколько экземпляров своей книги и оставила их на полке в библиотеке. Между страниц книг девушка специально положила денежные купюры, чтобы проверить, были ли интересны её книги кому-нибудь. Спустя некоторое время она пришла в библиотеку и увидела, что во всех книгах купюры на месте – значит, их никто не открывал.

Пропавший интерес

Парень увидел за столиком в кафе симпатичную девушку, и уже было решил подойти познакомиться, но тут девушка зевнула. Сразу после этого молодой человек потерял к ней интерес. Почему?

Зевая, девушка прикрыла рот рукой, и молодой человек заметил обручальное кольцо у неё на пальце.

Экзаменационная работа

Студент закончил писать экзамен позже всех, и преподаватель не хотел принимать его работу. Однако ему удалось сдать работу и получить хорошую оценку. Как у него это получилось?

Студент спросил преподавателя: «Вы знаете мою фамилию?» и, убедившись, что тот её не знает, он положил свою работу в середину стопки и убежал. Преподавателю пришлось проверить его работу.

Родственные связи

Отец Эрика был старше его деда. Как это может быть?

Если у отца и матери Эрика большая разница в возрасте, дед по материнской линии может быть моложе отца Эрика.

Странные девушки

Рядом стоят три девушки, две из них расстроены, одна счастлива. Счастливая девушка плачет, а расстроенные – улыбаются. Что происходит?

Смертельное застолье

В помещении стол, на нём карты и пистолет. За столом все мертвы. У пятерых на лице страдальческие гримасы, у шестого – нормальное выражение лица. Что произошло?

Дело происходило на подводной лодке, которая начала тонуть. Запасы кислорода подходили к концу. Собравшиеся за столом на картах разыграли право застрелится, так как в пистолете была только одна пуля.

Погоня

Бежит человек, за ним бежит много других людей. Человек кричит преследователям «не видать вам золота!», и начинает стрелять. Наблюдающие за происходящим ликуют. Что происходит?

Соревнования по биатлону.

Театральный скандал

Женщина ушла из театра во время антракта, не дожидаясь конца спектакля, так как спектакль показался ей невыносимо скучным. Но из-за её ухода разразился ужасный скандал. Почему?

Женщина была актрисой и исполняла главную роль в спектакле.

Тишина

Одному старику очень мешали дети, которые постоянно играли и кричали у него под окнами. Но горстка мелочи помогла ему решить проблему и добиться тишины. Как?

Старик сказал детям, что ему очень нравится, когда они кричат у него под окнами и он готов платить им деньги, при условии, что они будут приходить во двор каждый день и кричать, как можно громче. Через пару дней, он сказал детям, что платить ему больше нечем. Дети убежали играть в другое место, не желая бесплатно веселить старика.

Подарок от профессора

Один профессор всю жизнь мечтал подарить кому-нибудь из своих студентов большую сумму денег. Но за деньгами никто не приходил. Почему?

Все студенты учили предмет по толстому учебнику, написанному самим профессором. На одной из страниц, ближе к концу учебника, была сноска: «Студент, читающий это, может обратиться к автору учебника за денежным вознаграждением». Но ни один студент там и не прочитал учебник до конца.

Миллионеры

Мужчина и женщина поженились и после свадьбы забросили все свои дела и только развлекались. В итоге через три года они стали миллионерами. Как так?

До свадьбы они были миллиардерами. Но за три года промотали часть состояния и стали всего лишь миллионерами.

Наследство

Одна женщина должна была получить огромное наследство от бабушки. Получив конверт с завещанием от бабушки, она была так сильно разочарована, найдя внутри чек на $20, что с досадой выбросила и конверт, и чек в мусорное ведро. На следующий день горничная женщины уволилась, а через месяц женщина узнала, что её бывшая горничная стала миллионершей. В чём секрет?

Бабушка женщины любила пошутить – на конверте была наклеена коллекционная марка стоимостью 3 миллиона долларов.

Человек со спичкой

Посреди пустыни лежит мужчина без одежды. В руках у него сломанная спичка. Что произошло?

Человек летел вместе со своими друзьями на воздушном шаре. Но вдруг шар начал стремительно терять высоту. Тогда друзья решили уменьшить вес, избавившись от всего лишнего. Они сбросили вниз сумки, еду, но это не помогло. Тогда они решили снять всю верхнюю одежду и обувь. Это тоже не помогло. Они поняли, что шар не выдержит столько пассажиров, и решили тянуть жребий. Тот, кто вытянет самую короткую спичку, должен будет спрыгнуть вниз. Нашему приятелю не повезло.

Редкая книга

У человека была редкая книга стоимостью 50 000$, однако он осознанно уничтожил её. Почему?

У человека было 2 одинаковых экземпляра. Уничтожив одну из книг, коллекционер в разы увеличил стоимость второй.

Туфля

Каждый вечер девушка открывала сейф, клала туда туфлю и ложилась спать. Почему?

Девушка работала стюардессой, а в сейфе хранила документы. Чтобы не забыть их, она клала вместе документами в сейф туфлю от униформы: в одной туфле она точно не выйдет из дома!

Беспокойная ночь

Мужчина лежал ночью в номере отеля и никак не мог уснуть. После того, как мимо проехала машина, он заглянул под кровать и обнаружил там труп. Почему он решил заглянуть под кровать?

Проезжавшая мимо машина фарами осветила часы, которые весели на стене, и мужчина увидел, что они не идут, однако он слышал тиканье часов. Это было тиканье наручных часов, которые были на трупе.

Таинственная смерть

Мужчина вошёл в комнату и увидел открытое окно, большую лужу воды и осколки на полу. Рядом лежала мёртвая Мэри. Что произошло?

В тот день был сильный ветер и окно распахнулось. Аквариум, стоявший на подоконнике, упал на пол и разбился. Мэри — рыбка.

Случайная встреча

Мужчина спокойно шёл по улице, вдруг внезапно набросился на проходящую мимо женщину и задушил её. Его забрали в полицию, но его отпустили и не посадили в тюрьму. Почему?

Женщина была его женой. Несколько лет назад она инсценировала свою смерть так, чтобы обвинили мужа. Его осудили за убийство, он уже отсидел срок в тюрьме. Случайно увидел на улице свою «умершую» супругу, мужчина в гневе он её задушил. А за одно и то же убийство не могут осудить дважды.

Лифт

Мужчина всегда спускался на лифте, а поднимался всегда пешком. Почему?

Дело в том, что мужчина был карликом, а жил он на 12 этаже. В лифте он мог дотянуться только до кнопки первого этажа.

Случай в баре

Ковбой заходит в бар и просит бармена налить ему стакан воды. Бармен внезапно выхватывает пистолет и стреляет в воздух, после чего ковбой благодарит бармена и уходит. Что произошло?

Ковбой страдал от икоты и хотел избавиться от неё, выпив стакан воды. Бармен, поняв проблему ковбоя, применил испытанное средство – испугать икающего.

Шахматный клуб

Идя по следу преступников, инспектор полиции вошел в шахматный клуб. Оценив ситуацию, он сказал своим помощникам: «Задержите тех двоих играющих!» Как он узнал преступников?

Инспектор увидел, что на наспех расставленной доске не было королей.

Надёжное средство

Бывший моряк поместил в газете объявление: «За небольшую плату высылаю наложенным платежом надёжное средство против морской болезни». Через некоторое время его арестовали, хотя он никого не обманул.

Он посылал совет: «Сидите дома».

Свидетели

Два человека вошли в помещение, увидели убийцу и его окровавленную жертву, обменялись мнениями и спокойно вышли.

Посетители обсуждали картину «Иван Грозный и сын его Иван».

Закопанное оружие

Муж соврал жене, что на заднем дворе их дома закопано оружие. Зачем?

Он сидел в тюрьме и знал, что его переписку читают. Таким образом он решил задействовать полицейских в сельхозработах, чтобы в поисках оружия они вскопали огород.

Бессоница

Человек встает ночью, чтобы выпить воды. Затем он выключает свет и ложится спать. Наутро он встает, выглядывает из окна, вскрикивает и кончает жизнь самоубийством.

Человек был смотрителем маяка и ночью по ошибке выключил свет на маяке. Из-за этого несколько судов разбились о рифы. Утром он понял, что натворил…

Дурной сон

У фермера была жена и дети. Кроме них, на ферме проживали горничная и ночной сторож. Как-то раз фермер собрался в деловую поездку. Когда фермер уже собирался выезжать на вокзал, к нему подошёл сторож и сказал, что этой ночью ему снился сон про поезд, сошедший с рельс. Поскольку фермер был суеверен, он перенес поездку, а на следующий день узнал, что поезд действительно потерпел крушение. Однако сторож был уволен. Почему?

Ночной сторож ночью должен охранять ферму, а не спать.

Несчастный случай

Заметка в газете: «Трагическая смерть женщины в горах». На фото изображена супружеская пара, в статье приносятся соболезнования супругу. В полицию пришел человек, сообщил некие данные, и мужа погибшей обвинили в её убийстве. Кто был этот человек и что он сообщил?

В полицию пришел туристический агент и сообщил, что муж покупал два билета в горы и только один обратный.

Умные ученики

Инспектор пришел проверять школу. Он заметил, что когда учитель задавал классу вопрос, то все ученики поднимали руку, каким бы сложным он ни был. Учитель каждый раз выбирал новых учеников, и все они давали правильные ответы. Инспектор понял, что здесь какая-то хитрость. Какая?

Учитель предупредил учеников, что когда он будет задавать вопрос, то руку должны поднимать все. Но при этом те, кто знает ответ на вопрос, поднимают левую руку, а кто не знает – правую.

Пунктуальный человек

Очень пунктуальный человек, страдающий глухотой, строго придерживался расписания. Каждое утро он выходил из дома в 7:45, чтобы отправиться на небольшую получасовую прогулку. В одно и то же время он пересекал железнодорожные пути. Первый поезд по ним шел только в 9:00. Но однажды глухой был сбит поездом во время своей прогулки. Почему?

В эту ночь время было переведено на летнее. Человек не перевёл свои часы, вышел из дома на час позже и пересекал переезд не в 8:00 а в 9:00.

Внезапное богатство

Мужчина приобрел картину и сказочно разбогател.

Мужчина купил обычную картину неизвестного художника для своей гостиной. Вбивая гвоздь в стену, чтобы повесить картину, мужчина обнаружил в стене полость: под обоями был тонкий слой штукатурки и фанера. Он вскрыл загадочное место и там оказался тайник с бриллиантами.

Снова к нам пришел К-М.. Посмотрите на него, какой он красивый. Не зря о нем говорят:

Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище.

Скажи нам, К-М., а чем ты вытираешься?

Я умываюсь чисто и вытираюсь насухо язычком и мне не надо иметь полотенце!

В.: Дети, а нам можно вытираться язычком?

Давайте поиграем в игру «Да – нет-ка» и в ней расскажем К-М. о том, что можно делать во время умывания, а что – нет. Становитесь в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопросы – действие со словом «можно». Надо поймать мяч, ответить «да» или «нет» и бросить его обратно.

Можно ли разбрызгивать воду? Можно ли закатывать рукава перед мытьем рук? Можно ли чистить зубы расческой? И т.д. последним должен быть вопрос: Можно ли вытирать руки полотенцем?

Работа с учебным пособием (с.10)

Предлагается рассмотреть картинку. Девочка и мальчик умылись. Чем им вытираться – не знают. Дайте мальчику самое узкое и короткое полотенце. (соединить линией) Найдите самое длинное и широкое полотенце. Украсьте его так как вам нравится. Дайте его девочке (соед.Линией) Соедините красными стрелками по порядку полотенца от самого узкого и короткого до самого широкого и длинного, а синими стрелкками – по порядку от самого широкого и длинного до самого узкого и короткого. Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа форма полотенца. Какой формы полотенце?

Физкультурная пауза «Два хлопка»

Выполняются движения согласно текста.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Работа с учебным пособием (с.11)

Загадываются загадки:

1. На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.

В руках её не удержать – и на коне не обогнать. (вода)

2. Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,

И холодною водою живо я тебя умою. (кран с водою).

Посмотрите что это? Девочка и мальчик умылись, а краны не закрыли и из них льется вода?! Непорядок! Воду надо беречь. Она - сокровище планеты Земля. К-М. рассказал, что на планете Считай-Отгадывай тоже есть вода и они её очень берегут – считают каждую каплю. Давайте поможем К-М. закрыть краны! Первым надо закрыть кран, к которому можно попасть, пройдя все клеточки с овалами. Проведите синюю линию по клеточкам с овалами и, когда «дойдете» до крана, зачеркните каплю желтым карандашом. Вот таким знаком – «Х».

Вторым надо закрыть кран, к которому можно попасть пройдя все клеточки с треугольниками. Проведите красную линию по клеточкам с треугольниками и, когда «дойдете» до крана, зачеркните каплю красным карандашом., таким же знаком. «Х».



К следующему крану надо идти по клеточкам с квадратами и зачеркнуть каплю зеленым карандашом.

И последний кран по клеточкам с кругами синим карандашом.

После выполнения задания, следующее задание.

Пора навести порядок на полочках с гигиеническими принадлежностями. Посмотрите на верхнюю полку. Что лежит на первом месте справа? Вторым справа? Чтобы это узнать. Надо считать порядковым счетом, начиная с правой стороны (там где правая рука): на первом – зубная щетка, на втором – мыло. Которая по счету справа зубная щетка? Которое по счету справа мыло?

А теперь считаем слева: на первом месте что лежит? А на втором? Которая по счету слева расческа? А которая по счету слева зубная паста?

Посмотрите на нижнюю полку. Что изменилось?

Игровое упражнение «Пойди и найди»

Не все принадлежности мы положили К - М. на полку. Что-то спрятали в группе. Давайте найдем то, что спрятано в группе.

Предлагается всем подойти и встать так, чтобы перед детьми был стол. Далее предлагается выполнять задания и двигаться, считая шаги: два шага вправо, два шага вперед, один шаг вперед, два шага влево и таки образом довести детей до места, где что-то спрятано (например до шкафчика). Затем предлагается: «Повернитесь так, чтобы шкаф был перед вами. Угадайте что лежит в шкафу?» (полотенце).

Когда дети угадают, полотенце можно подарить К-М.

Занятие 7. Осень.

Образовательные задачи.

“Количество и счет” Формировать представления: о множественных и единичных количествах; о числах “один” и “два”, их отношениях; о способах сравнения количеств (графический, наложение, приложение, счет); о независимости числа от качественных признаков (принадлежности к понятию – мальчики, девочки);

Умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах двух; определять итог счета; обозначать множественные и единичные количества словами “много” и “один”; количество из двух объектов – словом “два”, согласовывая его с названием предметов в роде и числе; сравнивать количества практическим путем (графически, наложением, приложением) и посредством чисел “один” и “два”, обозначать их отношения словами “больше”, “меньше”, “поровну, по два”.



“Величина”. Формировать представления: о параметрах величины (высота); о способах сравнения по высоте;

Умения сравнивать по высоте изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (полоски), соблюдая правила использования посредника; использовать слова “Выше”, “ниже”, для обозначения отношений объектов по высоте.

“Время”. Формировать представления: о порах года (осень): характерные явления природы, труд людей в саду, огороде, городе, деревне, характерная одежда людей осенью; о моделях времени (“поры года”: круг, разделенный на 4 равные части разного цвета: осень – желтая, зима-голубая, лето – красная, весна – зеленая).

Умения группировать объекты по одному признаку (что бывает осенью в природе, что делают взрослые осенью, что созревает в саду осенью, во что одеваются люди осенью).

Развивать: мышление, внимание, восприятие, пам"ять; действия: сравнения, группировки по одному, двум признакам; умение находить сходство и различие; любознательность; настойчивость; графические умения (провести линию).

Воспитывать: культуру познания; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

Материал:

Для дидактической игры “Когда это бывает” : фишки.

Для дидактической игры “Найди свій дом”: 12 демонстрационных карточек с условными изображениями домов-капель – изображением разноцветных туч: больших и маленьких; раздаточный набор вырезанных из плотной бумаги или картона капель разного цвета и размера (по 2 капли – большая и маленькая шести цветов: красная, желтая, синяя, зеленая, коричневая, белая) – всего 12.

Рис. 7. Пример оформления карточек-моделей обозначения величины и изображения капель

Для работы с учебным пособием: модель пор года, разрезной материал (полоски).

Ход занятия:

Сегодня к нам пришел К-М., который пожаловался на то, что ему холодно, от дождя он весь промок, птицы куда-то улетают, листья с деревьев падают… Что это? Когда это бывает?

Дидактическая игра “Когда это бывает?”

У детей спрашиваются приметы осени по признакам: Что делают люди осенью на огороде? (в саду, в городе, в деревне)? Во что одеваются? Что созревает в саду? На огороде? Какая погода осенью? Что делают птицы? Звери? Что происходит с деревьями? Можно задавать вопросы в стихах:

1. Пусты поля, молчит земля, день убывает, когда это бывает?

2. Листья сыплются дождем, ветер с листьями играет,

То поднимет, то бросает. Когда это бывает?

3. Под ногами шелестят желтые листочки,

Отцвели и засыхают поздние цветочки.

Дождик землю заливает. Когда это бывает?

Показывеется детям модель года, разделенная на 4 поры года с закрашенной желтым цветом одной частью. Объясняется, что груг – целый год. Она его часть закрашена желтым цветом – это осень. Предлагается посмотреть как К-М. прятался от осеннего дождя.

Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с профессиями взрослых

Маленький ребенок нередко проявляет искренний интерес к занятиям взрослых: в точности копирует их поведение, подражает отцу и матери. Для успешного развития ребенка с ним необходимо проводить дидактические игры, посвященные ознакомлению с профессиями и с видами осуществляемых действий в рамках этих специальностей.

Дидактическая игра "Да или нет?"

Цель игры: развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: взрослый задает провокационные вопросы по теме, например,

Повар делает уколы, так ли это?

Дворнику нужен белый халат, так ли это?

Врач должен подметать двор, так ли это?

Шофер пользуется фанендоскопом, так ли это? и т. п.

Дидактическая игра "Кто это?"

Цель игры: развивать умение определять представителя той или иной профессии по отличительным признакам.

Ход игры: взрослый описывает представителя какой-либо профессии, дети угадывают кто это, например,

Ходит в белом халате,

На голове - белый колпак,

Без него все ребята останутся голодными, и т. п.

Дидактическая игра "Кто больше придумает"

Цель игры: развивать речь, умение грамотно составлять предложения.

Ход игры: дети придумывают предложения или словосочетания со словами, которые называет взрослый, например,

Градусник (Надо поставить Мише градусник.)

Горло (У Маши красное горло, и т. п.

Дидактическая игра "Что было, если бы...?"

Цель игры: обучит детей правильному построению предложений, развивать детское воображение и фантазию, быстроту мышления, речь.

Ход игры: воспитатель задает детям вопросы по теме, например,

Чтобы было, если бы не было поваров, и т. п.

Дидактическая игра "Две команды".

Цель игры: учить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям, развивать способность к классификации, развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: взрослый выбирает двух участников - представителей определенной профессии (например, врач и повар). На стол выкладываются предметы, связанные с той или иной профессией: половник, градусник, шприц, терка, фанендоскоп, кастрюля, разделочная доска, шпатель и т. д. Участникам дается задание выбрать предметы, необходимые в своей профессии. (В игре можно использовать нарисованные изображения предметов.)

Дидактическая игра «Узнай предмет по деталям».

Цель: закреплять зрительный образ предмета, активизировать в речи названия деталей.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку незаконченные рисунки предметов, изображение отдельных частей, основные детали.

Необходимо выбрать из картинок изображение целого предмета, который может быть собран из деталей, частей.

Например, корпус, трубка, диск, шнур - дисковый телефон.

Циферблат, браслет, стекло, стрелки - часы и т.д.

Дидактическая игра «Фантастические приборы».

Цель: стимулировать у детей творческое воображение, развивать связную речь.

Ход игры: ребёнок выбирает по две-три картинки из приборов, инструментов и фантазирует, какие действия может выполнять такая машина, где и для чего она может пригодиться.

Какой бытовой прибор получится, если соединить утюг и телевизор? Такой утюг сможет показывать на своём экране всю информацию о ткани, одежде. Этот прибор будет необходим в больших ателье.

Пила и пылесос: во время работы с пилой всегда много мусора - опилок. А пылесос сразу же будет весь мусор всасывать. Его будут использовать строители, столяры и другие мастера при ремонте мебели, дома и т.д.

Игры профессии для девочек

«Чем занимается врач»

Задайте девочкам вопрос, какие действия в своей работе выполняет врач, а дети пусть отвечают. Правильные ответы: лечит людей, слушает жалобы больных, делает операции, смотрит горло, слушает сердце, делает рентгеновские снимки, ультразвуковое исследование. Ответы могут быть очень разнообразными, в зависимости от познаний ребенка в той или иной области.

«Салон красоты»

Девочкам предлагается побывать в роли парикмахера и выполнить несложное действие: подстричь кукле волосы. Наверняка, каждая девочка с удовольствием возьмется за исполнение этой роли: ей предстоит самой «придумать» кукле прическу и самой осуществить свой замысел. Не забудьте только похвалить юную парикмахершу. Задайте ребенку по окончании следующие вопросы: понравилось ли тебе стричь куклу? Как называется та прическу, которую ты ей сделала? Как ты думаешь, какого характера должен быть работник парикмахерской? (веселого, грустного, безразличного, участливого). Почему ты так думаешь?

Игры профессии для мальчиков

«Программист»

Посадите мальчишек за компьютер и дайте задание «написать программу»: для этого откройте им чистый вордовский файл и попросите их набирать там буквы по определенной схеме. Суть игры заключается в том, чтобы по окончании задания ребенок смог объяснить вам, что ему понравилось, что показалось трудным или скучным. Спросите ребенка, хотел бы он в будущем приобрести себе профессию программиста и почему?

«Машинист»
Достаньте игрушечный паровоз с несколькими вагонами. Попросите мальчиков по очереди провести поезд через препятствия: выстроенную из кубиков площадку, тоннель, темный дремучий лес. Пусть ребенок по ходу игры следит за тем, чтобы сам поезд или вагоны нигде не перевернулись. Когда игра закончится, спросите его, легко ли ему было управлять поездом, с какими трудностями он столкнулся?

Таким образом, дидактические игры, посвященные теме профессии полезны тем, что знакомят детей с существующими специальностями, позволяют подробнее разобраться в их сущности, развивают внимание, логическое мышление, память, воображение, интерес к занятиям.

Дидактическая игра: «Лото- пожарная безопасность»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.

Дидактическая игра «Карточная викторина».

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры :

Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

Назови возможную причину пожара;

Как правильно вызвать пожарных;

Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

Что нужно делать, если в доме запахло газом;

Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

Можно ли поджигать тополиный пух;

Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

Как правильно покинуть задымлённое помещение;

Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Дидактическая игра: «Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара.Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры :

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

Дидактическая игра: «Сложи картинку»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры :

Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

Дидактическая игра: «Хорошо - плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры :

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине - в нужное место.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры :

Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..(утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву)

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара.развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры :

из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример - кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

Сюжетно ролевые игры:

«Мы - пожарные»

Предварительная работа:

  • экскурсия в пожарную часть,
  • беседы о работе пожарных,
  • рассматривание сюжетных картинок,
  • чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»),
  • рисование на данную тему,
  • обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре,
  • дидактические игры,
  • ООД на данную тему.

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители - шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы - пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).

Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».

Предварительная работа:

  • Конструирование зданий,
  • Игры с напольным конструктором,
  • Рассматривание плана-схемы улиц города,
  • Экскурсия по близлежащему микрорайону,
  • Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,
  • Беседы о профессии пожарного,
  • Отгадывание загадок,
  • Игры с транспортными игрушек,
  • Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.

Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.

Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.

Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Предварительная работа:

  • беседы на тему безопасности дома,
  • разучивание пословиц об огне и воде,
  • беседа на тему «Огонь - спутник и помощник человека»,
  • отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.
  • Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда»,
  • Знакомство с пословицами об огне,
  • Дидактические игры по пожарной безопасности.

Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметызаместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.),предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы -пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.

Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе

Дидактическая игра «Да—нет»

Цель: закрепить знания детей о действиях, которые могут привести к пожару .

Воспитатель перечисляет действия. В случаях, если они могут привести к возникновению пожара, воспитанники хлопают в ладоши. Когда опасность не грозит — топают ногами:

Рисование,

Поджигание бумаги,

Игра с мячом,

Игра с зажигалкой,

Изготовление аппликации,

Прыгание через скакалку,

Поджигание сухой травы и листвы,

Пение хором,

Баловство со спичками,

Игра в снежки на улице зимой,

Игра со снежинками, изготовленными из бумажных салфеток,

Зажигание бенгальских огней возле ёлки,

Мытьё посуды,

Умывание,

Игра на прогулке,

Игра в бадминтон,

Лепка из пластилина,

Включение утюга,

Мытьё рук,

Полив цветов,

Включение обогревателя,

Чистка ковра,

Игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,

Забивание гвоздей,

Игра с песком,

Включение неисправного шнура гирлянды,

Купание в ванне,

Игра с кубиками,

Перегрев телевизора,

Рассматривание книг возле костра,

Разжигание костра в лесу на ветру,

Игры с воздушным змеем.

Дидактическая игра «Размышляй-ка»

Цель: закрепление знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности ; развитие логического мышления; содействие в употреблении сложноподчинённых предложений.

Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем. Например, так: «Если съесть ядовитый гриб, то… можно отравиться».

Если съесть ядовитую ягоду, то…

Если одному плыть по реке, то…

Если идти, не останавливаясь в море, то…

Если к вам в окно залетел тлеющий окурок, то…

Если открывать дверь незнакомцу, то…

Если взять в руки острые предметы, то…

Если у человека поднялась высокая температура, то…

Если подняться на крышу дома, то…

Если укусил комар, то…

Если дети играют со спичками, то…

Если на улице горит трава, то…

Если в квартире пахнет гарью, то…

Если на кухне запах газа, то…

Если из соседней квартиры идёт дым, то…

Если подскользнуться зимой на льду, то…

Если идти на красный свет через дорогу, то…

Если кататься на велосипеде возле проезжей части, то…

Если зимой лизнуть сосульку, то…

Если незнакомец угощает конфетой, то…

Дидактическая игра «Как спасти от беды»

Цель: закрепление знаний воспитанников по ОБЖ; развитие логического мышления.

Ход игры

Выслушав задание воспитателя, дети придумывают решение, которое поможет избежать беды. Например, в соответствии с заданием ситуация следующая: «В большом магазине девочка потеряла маму». Ребёнок предлагает выход: «Нужно подойти к продавцу и объяснить, что в магазине находится мама. Надо назвать себя, а также имя и фамилию мамы. Попросить помочь её найти».

Водитель нарушил правила дорожного движения…

Вода затопила дороги, люди не могут выйти из домов…

В детском саду объявили эвакуацию, все дети…

Мальчик во время игры поранил ногу…

В квартире начался пожар и папа…

Когда слышны крики «Спасите, пожар!», нужно…

Во время новогоднего праздника погас свет…

В доме нет света, а ребёнок дома один…

Дидактическая игра «Холодный—горячий»

Цель: развитие у детей логического мышления.

Каждый ребёнок получает по три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий — холодные, жёлтый — тёплые. Ведущий называет различные предметы, дети показывают соответствующий кружок. Тот, кто чаще ошибается, выбывает из игры.

Предметный ряд: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, фен, обогреватель, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька, варежки, горячий чайник, холодильник и т.д.

Дидактическая игра «Составь номер»

Цель: закрепление знаний воспитанников о вызове сотрудников МЧС в случае пожара.

Дети делятся на две группы и совместно среди множества цифр находят необходимые и составляют номер телефона МЧС — 101. Выигрывает команда, которая завершит задание первой.

В. Ребята, теперь каждый из вас знает, по какому номеру надо звонить, если случился пожар. Давайте еще раз повторим все вместе:

Дети. «Пожарный номер: 101».

В. Помните, что звонить по этому номеру можно и нужно только при пожаре. Услышав ответ дежурного, чётко называйте свои имя и адрес.

Дидактическая игра-ситуация «Юные пожарные спешат на помощь»

Цель: обучение детей основам пожарной безопасности; развитие логического мышления.

Ход игры

Одни дети называют чрезвычайную ситуацию, другие — её возможные последствия и действия, которые необходимо предпринять. Например: «Горящая бумага упала на мягкое кресло… Кресло начало бы тлеть и загорелось. Если никого нет дома, мог бы случиться большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме. В случае возникновения огня нужно быстро вызвать пожарных по телефону 101».

Ситуационный ряд:

  • Горящая бумага влетела в открытое окно квартиры…
  • Горящая бумага упала на сухую траву у дома…
  • Взрослые неосторожно обращаются с камином…
  • Мальчики играют со спичками…
  • На горящей плите вспыхнуло пламя в сковороде…
  • На праздничном столе остались непогашенные свечи …

Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели:

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договари-
вает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг.. Ре-ре-ре - стоит дом на го..

Ры-ры-ры - у мальчика ша.. Ри-ри ри - на ветках снеги..
Ро-ро-ро - у нас новое вед.. Ар-ар-ар - кипит наш само..

Ру-ру-ру -продолжаем мы иг.. Ры-ры-ры - детей много у го..

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дид актическая игра «Какое время года?».

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели: развивать у детей слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить его. Выигрывает тот, кто больше всех отгадает слов.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.)

Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры:

Белка -

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама -

Дом -

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель:

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - … (горький).

Летом листья зелёные, а осенью…(жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

Дидактическая игра «У кого кто?»

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детёныша в единственном и множественном числе. Ребёнок, который правильно назовёт детёныша, получает фишку.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра « Кто же я?»

Цель: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовёт растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цели: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.

Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.

Дидактическая игра «Прятки».

Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги:

Ход игры:

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.)

Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега.)

Дидактическая игра «Дети и волк».

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...

Землянику собирали. И глазища засверкали...

Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,

И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Что это за насекомое?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка...

широкой - река, дорога, лента, улица и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели игры: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а "другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Да или нет»

Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети
должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Туманы осенью плывут?

Осенью растут грибы? Ну а птицы гнезда вьют?

Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?

Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?

Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?

Часто-часто льют дожди? Ну а что же надо делать?

Достаем мы сапоги? Куртки, шапки надевать!

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом... (не бывает). Мороз летом... (не бывает).

Снег зимой... (бывает). Капель летом... (не бывает).

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Цель: закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клён, липа – деревья, сирень – кустарник.)

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Цель: расширять словарь существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадки. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Дидактическая игра

Цель: учить детей классифицировать растения по определённому признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдёт нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая собирается возле дерева первой, которая соберёт больше листьев.

Дидактическая игра: «Какое что бывает?».

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: - Давайте расскажем, что бывает зелёным (огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, ёлка…); широкой (река, дорога, лента, улица…) и т.д.

Выигрывает тот, кто больше назавёт слов, за каждое правильно сказанное слово ребёнок получает фишку.

Дидактическая игра: « Подскажи словечко».

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.

Воспитатель. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (Цветные, непрозрачные.)

Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)

Дидактическая игра: «Помнишь ли ты эти стихи?»

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ход игры: педагог читает отрывки из стихотворений, знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей? Вы не стойте слишком близко:

В зоопарке у …(зверей). Я (тигрёнок), а не (…).

Дидактическая игра: «Что это за птица?»

Цель: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; рписывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой – должны угадать, что это за птица. Можно использоваь загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

Дидактическая игра: «Знаешь ли ты…»

Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание модулей.

Ход игры: Заранее можно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, АО второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладываютпри правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т.д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают её. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный и полный ответ дети получают фишку.

Дидактическая игра: «Выдели слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук З (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок). Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Дидактическая игра: «Дерево, кустарник, цветок».

Цель: расширять кругозор детей.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок…»и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребёнка и считает до трёх, ребёнок должен быстро назвать то, на чём остановился ведущий. Причём названия не должны повторяться. Если ребёнок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Дидактическая игра: «У кого какой цвет?»

Цели: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры: Воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т.д.

Дидактическая игра: «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и части суток.

Ход игры: Воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое-нибудь действие, например моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

Дидактическая игра: «Кто кем был (будет)?»

Цель:

Ход игры: Ребёнок отвечает на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет)… яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т.д.?». Если дети придумывают несколько вариантов, например: из яйца – цыплёнок, утёнок, птенчик, крокодильчик, то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

Дидактическая игра: «Лето или осень».

Цели: закрепить знания признаков осени, дифференциация от признаков лета; воспитание ловкости.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу.

Если листики желтеют – это…(и бросает одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Дидактическая игра: «Брать – не брать».

Цели: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, брусника, малина.

Дидактическая игра: «Кто скорее соберёт?»

Цели: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две команды: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя команды начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

Дидактическая игра: «Будь внимательным».

Цели:

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра: «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определённой профессии.

Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажите, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Цели: описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и дает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Дидактическая игра «Где что лежит?».

Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.

Например: «Мама принесла хлеб и положила его в... (хлебницу).

Маша насыпала сахар... Куда? (В сахарницу.)

Вова вымыл руки и положил мыло... Куда? (В мыльницу.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - ... (горький).

Летом листья зеленые, а осенью - ... (желтые).

Дорога широкая, а тропинка - ... (узкая).

Лед тонкий, а ствол - ... (толстый).

Дидактическая игра «Что умеют делать звери?».

Цели: расширять в сознании смысловое содержания слова;учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

Дидактическая игра «Кто же я?».

Цель игры: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро указывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Путешествие».

Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

Ход игры: Воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определенными растениями) определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.

Дидактическая игра «Придумай другое слово».

Цель: расширять словарный запас.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока; а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

Ди дактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...

Солнце - летнее, зимнее, теплое...

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?».

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет...

Ворона - летает, каркает, сидит, ест, вьет, присаживается... и т. д.

Дидактическая игра «О чем я сказала?».

Цели: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.

Головка - голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока.

Иголка - у шприца, у елки, сосны, швейная иголка, у ежика...

Нос - у человека, парохода, самолета, чайника... Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

Дидактическая игра «О чем еще так говорят?».

Цели: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио...

Горький - перец, лекарство... и т. д.

Дидактическая игра «Что это значит?».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер - прохладный.

Свежая рыба - недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка - чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета - новая, только что купленная.

Свежая краска - незасохшая.

Свежая голова - отдохнувшая.

Глухой старик - тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь - тихая, безлюдная, темная.

Глухой лай собак - отдаленный, плохо слышный.

Дидактическая игра «Кто чем питается?».

Цель: закрепить знания о домашних животных.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.

Дидактическая игра «Догони свою тень».

Цель: познакомить с понятием света и тени.

Ход игры:

Воспитатель. Кто отгадает загадку.

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. (Тень.)

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это есть отражение, оно называется тенью (солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны). Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. (Где еще есть тень? На что похожа?) Догони тень. Потанцуйте с тенью.

Дидактическая игра «Прятки».

Цель: найти дерево по описанию, одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Эхо».

Цель: учить внимательно слушать и повторять только после сигнала.

Ход игры: Воспитатель произносит звук или слово, дети должны правильно повторить за взрослым. Затем главная роль передается ребенку.

Дидактическая игра «Подбери нужное слово».

Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.

Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подбирая соответствующие слова.

B аквариуме плавают... (рыбки).

«Снег тает, потому что...»

«Высоко на дубу сидит и каркает... (кто?)» (Ворона.)

«На огороде вырос больной, зеленый... (огурец)» и т. д.

Д идактическая игра «Добрые слова».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и березы.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны одобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц - зайчонок, зайчоночек, зайчишка...

Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька...

Мама -мамусик, мамуля, мамуленька...

Солнце - солнышко...

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цели игры: узнавание растения по листу: назвать растение по листу и найти его в природе.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с листьями, имеющими разнообразную форму.

Дидактическая игра « Будь внимательным».

Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Дети должны сначала назвать летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра «Кто как передвигается?».

Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых.

Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.

Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочеа; ползает – гусеница; бегает – муравей и т.д.





error: Контент защищен !!